Нестеров Михаил Васильевич
«Пустынник», 1888-1889
Холст, масло. 142 x 125 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Замысел «Пустынника» занимал Нестерова с весны 1887 года. Довольно много времени отняли у него поиски модели, а по нахождении ее — уговоры позировать. Старичок, отец Гордей, которого художник «караулил» несколько месяцев у Троицы, долго не хотел «рисоваться», отговариваясь «грехом», но потом все-таки сдался (очень уж «настырен» был Нестеров): «Ну ладно, нанимай извозчика, поедем, больше часу не мучь только». Впрочем, этюд, сделанный с отца Гордея, — это была еще даже не половина картины. Такое же значение, как и самой фигуре пустынника, Нестеров придавал окружающему пейзажу, молодой елочке и рябинке. Пейзаж этот писался в окрестностях Уфы. По приезде в Москву художник, немного робея, представил «Пустынника» на суд друзей. Отзывы были, благоприятные. Восторгался картиной (особенно пейзажной ее составляющей) Левитан. «Пустынник» для молодого Нестерова стал настоящей «путевкой в жизнь» — с ним он выступил на Семнадцатой выставке передвижников; буквально тут же картину для своей галереи приобрел П. М. Третьяков, каковое событие доставило удовольствие не только самому художнику, но и его отцу, ранее говаривавшему полушутя-полусерьезно: «Пока Третьяков не купит твоей работы для галереи, настоящим живописцем считать тебя не буду».