Нестеров Михаил Васильевич «Портрет академика, биолога А.Н.Северцова»

Нестеров Михаил Васильевич
«Портрет академика, биолога А.Н.Северцова», 1934
Холст, масло. 76 x 96 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Михаил Васильевич Нестеров обладал выдающимся даром портретиста. Активно обратился он к этому жанру уже на склоне лет, и лучшие портреты были исполнены им в 1930-е годы, в последнее десятилетие жизни.

Дружба Нестерова и Алексея Николаевича Северцова (1866–1936) началась в их молодости в Киеве начала 1910-х, где художник участвовал в росписи Владимирского собора, а Северцов преподавал в университете. Биолог с мировым именем, создатель научной школы эволюционной морфологии животных (его имя присвоено Институту проблем экологии и эволюции Российской академии наук в Москве), Северцов был интеллектуалом и художественно одаренным человеком. Он рисовал карандашом и акварелью, превосходно знал античное искусство, увлекался немецкими романтиками, писал сказки и иллюстрировал их.

Северцов неоднократно позировал Нестерову, первый портрет был создан в 1925 году (Музей-заповедник «Абрамцево»). На втором портрете (1934) ученый запечатлен в своей «университетской» квартире на улице Герцена, в зоологическом корпусе МГУ. Импульсом к новой работе послужило давнее впечатление художника от посещения лаборатории Северцова в Киеве: в солнечный день, в разгар дружеской беседы, на лицо друга так упал сноп света, что «его ухо просвечивало и алело на фоне окна». Этот живописный эффект воспроизведен в картине. Сидящий в кресле спиной к невидимому окну в полумраке своего кабинета, ученый погружен в чтение. У его коленей, почти сливаясь с темным фоном, выглядывает черная мордочка изображенного по желанию хозяина щенка бульдога по кличке Тютюшка. Северцов одет в яркий шелковый бухарский халат, переливы цветов которого создают внутреннюю динамичность образа. Свет падает на раскрытую книгу и серебристо-седой затылок портретируемого, световые пятна рифмуются друг с другом. Лицо оставлено в тени, лишь слева читаются напряженно вздувшиеся на виске жилки и пронизанное светом ухо. Красота живописного решения, эмоциональная стихия цвета выражают благородную красоту образа интеллектуального, мыслящего человека, переданы сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира углубленного в познание ученого, напряжение его мысли в момент чтения. Сам Нестеров считал этот портрет вершиной своего творчества, говоря: «По живописи второй Северцов в числе трех лучших…».

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?