Нестеров Михаил Васильевич
«На садовой скамейке», 1914
Киевская картинная галерея
Творчество Михаила Нестерова внесло значительный вклад в историю русской живописи. Полотно же «На садовой скамейке» было очень ценно для самого мастера. Ведь на этой картине он изобразил свою дочь – Наталью Михайловну Нестерову. В это полотно автор вложил всю свою отеческую любовь и нежность.
Девочка расположилась с книгой на скамейке в саду. Она сидит в пол-оборота к зрителю и как будто полностью погружена в чтение. Волосы падают ей на лицо, свободно сидящее платье сползло с одного плеча, но героиня этого не замечает. Не замечает она будто и того, что ею любуется отец, расположившийся за мольбертом и любой прохожий, глазам которого предстает эта сценка. Но эта сосредоточенность на чтении мнимая — она не мешает героине вслушиваться в звуки природы, окружающие ее.
Как и во всех полотнах Нестерова, здесь важна символика цвета. Возле героини лежат желтые полевые цветы, вероятно, собранные Наташей во время прогулки на лугу. Солнечный цвет подчеркивает ее возраст, а также жизненную силу и энергию, свойственные юности.
Художник очень трепетно отнесся к созданию портрета дочери — каждая деталь тщательно выписана. Весь облик девочки олицетворяет собой силу молодости, отзывчивости ко всему окружающему и детской невинности. И сама природа, кажется, любит это юное существо — Наташа окружена самыми прекрасными цветами и красками, какие только существуют в мире. Благодаря этому полотно превращается в гимн единения человека и Вселенной.
Портрет дочери художника в течение многих лет вдохновляет поэтов на создание прекрасных стихов, посвященных юной и нежной красавице на садовой скамейке. И это неудивительно, ведь полотно, в которое было вложено столько нежности, словно создано специально для пробуждения нежных чувств в сердцах зрителей.