Нерехта. Собор Казанской иконы Божией Матери.

В соборе располагается хлебозавод. На колокольню можно подняться, купив билет в музее Никольской церкви.

Архитектура Владимирской церкви сыграла важную роль в развитии нерехтскго каменного церковного зодчества XVIII века. Многие приемы ее фасадского убранства были использованы и в др памятниках и, в первую очередь, при сооружении собора в честь Казанской иконы Божией Матери на центральной площади Нерехты.
До его строительства на это месте стоял деревянный собор в честь святых Бориса и Глеба, известный с XIII века. В XVII веке перед ним находилась одноименная Борисоглебская площадь. Указ о построении каменного собора был подписан Петром I 12 июня 1709 года — за две недели до решающей битвы со шведами под Полтавой. Как раз в это время Петр I вместе с войсками находился под Харьковом в селе Каплунове, где испрашивал помощи в предстоящем сражении перед чтимой Казанской (Каплуновской)иконой Богоматери. Вполне вероятно, что имея твердую надежду на заступничество Богоматери и скорую победу, Петр, подписывая указ о сооружении нового храма в Нерехте, пожелал посвятить его Казанской иконе, сохранив старое многовековое название в честь Бориса и Глеба лишь за приделом. Если наше предположение верно, то церковь можно рассматривать как первый памятник победы русского оружия под Полтавой.
Для постройки Казанского собора Петром I приказано было сделать 200 тысяч кирпичей и нанять рабочих в Московской Ижерской канцелярии, «окромя петербургского наряда», чтобы не отрывать рабочих от строительства Петербурга. Строительство собора велось с 1709 по 1713 год. В 1805-1806 годах собор перестраивался в своей трапезной части. Вот что пишет об этом М.Я. Диев:
«В 1806г в июле месяце в нерехтском соборе упали своды теплой церкви, в то время вновь перестраиваемой. На своде, среди церкви, на четырех столбах была устроена верхняя церковь, фигурою круглая; в таком виде она простояла зиму 1805-06 годов непокрытою. В июле, когда начали выбивать кружала, именно под верхнею церковью, то с нею свод упал и засыпал несколько человек … Своды были вновь сделаны без верхней церкви … Теплый собор прекрасно и скоро был отделан с двумя приделами.»
Пострадавший в годы «богоборчества» собор дошел до наших дней в сильно измененном виде: лишенный пятиглавия, апсиды, ограды и обстроенный поздними пристройками, он был приспособлен под хлебокомбинат. Лишь верхняя часть четверика с закомарами выделяется среди массы чуждых разновеликих построек. Ныне наиболее полное представление о памятнике и его роли как в общегородской застройке, так и в ансамбле центральной площади дают лишь старые фотографии.
Четверик собора оформлен пилястрами и, как на Владимирской церкви, в верхней части профилированным карнизом и полуциркульными повышенными закомарами. Но в отличие от Владимирской церкви, оконные проемы восточной и западной третей четверика выполнены восьмигранными, своеобразная дань уходящему «нарышкинскому барокко». Вытянутые, богато декорированные барабаны завершались чешуйчатыми луковичными главами. Двухстолпная трапезная перестроена в начале XIX века в стиле позднего барокко. Традиционные три входа в церковь были оформлены барочными крыльцами со сложными ломаными кровлями.
По-иному, чем во Владимирской церкви, решено в Казанском соборе и пространство четверика — он бесстолпный, с крутым сомкнутым сводом.
Роспись Казанского собора относится к 1780 году и выполнена М.А.Сопляковым с бригадой. Те фрагменты, что просматриваются из-под побелки, свидетельствуют о близости их к росписям Владимирской церкви. Выполнен проект реставрации собора, к осуществлению которого можно будет приступить после вывода из него хлебокомбината.
Из книги «Малые города России. Нерехта», изд. Отчий дом. — Москва, 1996.

В соборный комплекс входили ограда с часовней на северо-восточном углу (не сохранилась) и 60-метровая соборная колокольня, строительство которой растянулось на одиннадцать лет, начиная с 1837 года. До ее сооружения здесь стояла традиционная шатровая колокольня «об одной главе, до колоколов четвероугольная, а там осмериком с уступами», которая, видимо, уже перестала устраивать нерехтчан.
Затянувшееся строительство новой колокольни вызывало раздражение горожан, отмечавших, что «воздвигаемый колосс смеется над развалинами и скудостью собора. Из этого материала, на эту сумму можно на месте колокольни построить огромный собор.»
С этим вряд ли можно согласиться. Необходимость сооружения подобной городской доминанты уже давно назрела. Расположенный в низине город терялся среди окружавшего его возвышенного ландшафта. Видимая с различных отдаленных точек колокольня отметила древнюю часть Нерехты, а также ее административно-торговый центр XVII — XIX веков.
По своим архитектурным формам колокольня явилась подражанием колокольне в Костромском кремле, сооруженной по проекту С.А. Воротилова и поражавшей современников своей торжественностью и пышностью. Повторяя объемно-пространственное решение прототипа, неизвестный зодчий не только не смог добиться большей легкости и стройности, но, наоборот, еще больше утяжелил колокольню. Массивные первые два яруса с узким арками, глухие парапеты третьего и четвертого ярусов, стволы колонн, «сросшиеся» с кладкой стен, придают памятнику вид монолита, вырастающего из земли. Лишь декоративные пинакли несколько оживляют ее.
Видимо, уже вскоре после завершения строительства колокольни были предприняты некоторые переделки. Так, первоначально выложенная из кирпича и оштукатуренная, с люкарнами, кровля колокольни была скрыта под новой, выполненной из деревянный конструкций, кровлей. Последняя стала выразительнее, а переход от верхнего яруса к барабану и главе — более удачным. Позднее появились и кирпичные парапеты четвертого яруса.

Казанская соборная церковь каменная, с такою же колокольнею, построена в 1709 г. по указу царя Петра Алексеевича, который повелел для ее строения сделать 200 000 кирпичей и нанять рабочих. Ограда при церкви каменная, умершие погребаются на городском кладбище, где есть особая церковь и особый причт. Престолов три: в летней – в честь Казанской иконы Божией Матери, в зимней во имя Рождества Иоанна Предтечи и во имя св. благородных князей Бориса и Глеба.
Причт: протоиерей, 2 священника, 2 диакона, 2 дьячка, 2 пономаря. Штат этот 1722 г., согласно указу св. Синода от 18 марта 1891 г., оставлен без изменения впредь до особых суждений Синода. Ныне состоит: протоиерей, 2 священника, 2 диакона и 4 псаломщика, причем, 1 священник, 1 диакон и 2 псаломщика приписаны к собору по распоряжению епархиального начальства, без права на братские доходы. Казенного жалования назначено: протоиерею и священнику по 294 руб., 1 диакону 147 руб., 2 псаломщикам по 98 руб. Общий причтовый капитал 4743 руб. 31 коп., от аренды церковной пахотной земли получается 120 руб. Земли в пользовании причта: пахотной 22 десятины 615 кв. сажень, вся почти удобная. Планы на землю и межевые книги есть.
Прихожан муж. пола 178, жен. пола 190, приход торговый и фабричный, прихожане все живут в Нерехте, только два дома находятся в д. Залужье, в 3,5 верстах от церкви.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?