Местная икона великомученицы Варвары, древняя и многочтимая. При ней, в особом ковчеге, имеются частицы от мощей великомученицы Варвары. О приобретении святых мощей предание сохранило следующее сказание: «Нерехтские посадские люди: Лука Федоров Климов, Федор Ипатьев и Григорий Васильев Князев, бывши в Киеве для богомоления, на возвратном пути из онаго, проходя через город Батуринъ, выпросили у Архимандрита Батуринского Николаевского монастыря Варсонофия Пальмовскаго отделение частицы св.мощей великомученицы Варвары, в котором монастыре большая часть оных мощей, по свидетельству четьминеи под 4 числом декабря месяца, обретается».
И. Беляев, стр.143-144
Церковь Воскресения (Варвары Великомученицы) — один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары Великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770-1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Её проект был выполнен знаменитым местным зодчим Степаном Андреевичем Воротиловым, выходцем из посада Большие Соли.
В конце 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трёхмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В сер. 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золочённый иконостас, выполненный Костромскими мастерами-Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом Костромской церкви Иоанна Богослова. В конце 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами.
В советские годы были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, а саму церковь приспособили под жильё с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок; часть оконных проёмов при этом была растёсана, другие заложены. В 1987-1995 гг. была отреставрирована церковь и воссоздана церковная ограда по проекту архитектора ЦНРПМ С.В. Демидова. В 1990-1995 гг. бригадами Московской областной реставрационной мастерской (рук. Л.П. Русина) и Костромской реставрационной мастерской (рук. Г.Б. Губочкин) реставрированы росписи в верхнем храме, где был установлен иконостас, перевезённый сюда из Троицкой церкви села Красного Сумароковых Нерехтского района. Для нужд музея, расположенного в церкви, севернее храма поставлен одноэтажный кирпичный флигель с несложным фасадным декором, стилизованным в формах конце 18 в. Стены церкви сложены из кирпича, по фасадам оштукатурены и окрашены с выделением декора побелкой. Стройная объёмная композиция церкви построена кораблём. Единственный вход в храм находится на южном фасаде притвора. Настенная клеевая живопись, сохранившаяся в верхнем этаже, относится к сер. 19 в. и исполнена в академической манере. В конце 19 столетия она была поновлена маслом с радикальным изменением орнаментики и частичной заменой сюжетных композиций.
В результате реставрационных работ 1990-1996 гг. раскрыт образ Варвары в своде верхней трапезной, а также фрагменты живописи сер. 19 в. в основном объёме Воскресенского храма. На западной стене восьмерика написан титульный для храма образ «Воскресения Христова». В простенках между окнами восьмерика развёрнут цикл явлений Христа Марии Магдалине и ученикам после Воскресения. На тромпах представлены образа четырёх Евангелистов, на боковых стенах четверика — «Несение креста» и «Положение во гроб». Образ великомученицы Варвары, помещённый на своде трапезной, — единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи сер. 19 века. Её небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Белый с позолоченными деталями иконостас, перенесённый из Троицкой церкви с.Красного Сумароковых, выполнен в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре. В середине 1990-х годов также проведена его реставрация бригадой резчиков Костромской СНРПМ под руководством В.М.Патрунина.
По книге: «Памятники архитектуры Костромской области», выпуск 11, стр.44-47
Видный историк этнограф и краевед протоиерей М.Я.Диев (1794-1866 гг.) даёт разнообразные сведения о Воскресенской (Варваринской) церкви, как то: «Она была холодная с приделом Воскресения Христова и тёплая Введения Пресвятой Богородицы с приделом Тихона Амафунского.Церковнослужителями при той церкви тогда были: чёрный поп Михайло и дьячок Богдан Михайлов. В то время на церковной же земле была ещё богадельня. Церковь сгорела от молнии в 1665 г. Тёплая церковь снова была построена на другой год по благословенной грамоте Павла митрополита Сарского. А холодная Воскресенья Христова с приделом великомученицы Варвары в 1669 г. по благословению Иосифа Патриарха. Сии церкви в 1720 году опять сгорели. После того по прошению тамошнего священника Дементия Семёнова с благословения Венеамина Епископа Коломенского построена деревянная тёплая Введенская церковь, а потом по прошению церковного старосты Феодора Климова в 1724 г. из Синодального приказа — построить двухэтажную церковь вверху Воскресения Христова, а внизу Варвары Великомученицы с приделом Введения Пресвятой Богородицы, которые 1736 года сентября от 10 дня и освящены Сыпанова Троицкого монастыря игуменом Гавриилом.Церковь сия была небольшая, о двух этажах с каменною же колокольнею.
1764 год достопамятен при сей церкви принесением святой частицы от мощей Великомученицы Варвары из Батуринского Николаевского монастыря,которые были доставлены нерехтскими жителями Лукой Климовым,Фёдором Игнатьевым и Григорием Князевым во время проезда в Киев. 30 октября того же года Сыпанова монастыря игуменом Антонием со всем нерехтским духовенством, при многочисленном народе со всенощным бдением, крестным ходом и подобающею честью частица мощей положена во храме Святые Варвары при иконе сея великомученицы,в малом серебряном ковчеге. Вскоре при оной церкви во сводах и стенах, во многих местах оказались немалые и весьма опасные расселины, а потому около 1769 г. её разобрали и вскоре построили каменную нынешнюю церковь известную под названием Воскресенской, также двухэтажную, в коей освящены в нижнем этаже церковь Варварская в 1770 год, а в верхнем Воскресенская в 1787 годах. В 1795 году в верхнем этаже иконостас весь вызолочен и стены расписаны стенным письмом.
В 1772 году при сей церкви устроено кладбище для всей Нерехты, которое при ней и было до 1784 года, когда оно было переведено за город, где и построена кладбищенская церковь. В 1816 году на алтаре и церкви кровли покрыты железом. В том же году в селе Парском слит колокол в 200 пуд,но по причине повреждения, в 1819 году в Ярославле поменян на новый,весом 229 пудов. В 1826 году священник Иаков Нерехтский за старостию уволен от должности,при церкви служил он с ноября 1778 года. Он был первым из учёных священников». (Диев М.Я., В.Актов., Гос. архив Костромской области). В этой церкви служил дед М.Я. Диева — Пётр Фёдорович, затем унаследовал место настоятеля его отец — Яков Нерехтский, а в 1826 г. служил в Воскресенской церкви брат исследователя — Владимир Актов(1804-1839 гг.), которого сам Михаил Диев с благодарностью вспоминал как учёного священника и «знатока местных древностей», хронологические записки которого очень любопытны для истории Нерехты. Сам Диев жил в каменном родовом доме, которым он гордился и считал любимым приобретением. Дом этот стоит рядом с церковью Варвары Великомученицы(нынешний адрес: ул.Володарского, 36). В 1989 г., в год 195-летия со дня рождения М.Я. Диева, на доме установлена мемориальная доска.
Судьба же самой Воскресенской-Варваринской церкви в советское время сложилась печально. В 1929 году умер последний священник Павел Рождественский. Храм к этому времени уже был закрыт. Его использовали в разные годы и под инкубатор и как мастерскую, перед войной — как общежитие и классы ФЗУ, во время войны — как цех для изготовления маскировочной сетки, с 1946 г. — оба этажа использовали под жильё. Реставрация церкви началась с приспособления её под хранилище музея в 1980-е годы. В настоящее время здесь на первом этаже размещён природный отдел, а на втором шла реставрация настенной живописи и иконостаса. Также в музее проводятся разного рода выставки по истории и краеведению.
По материалам Диевских чтений, г.Нерехта, 1989-2004 гг.
Первый храм, стоявший на том месте, где теперь возвышается каменная Воскресенская церковь существовал, по-видимому, ещё до эпохи русской Смуты, после чего погиб в пожаре, устроенном польскими интервентами. К середине ХVII века Нерехта пришла в себя после этого польско-литовского погрома и заново отстроилась — к этому времени здесь уже совершенно точно стоял холодный храм Воскресения Христова — в паре с тёплой церковью, освящённой в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В последней имелся придел во имя святителя Тихона Амафунтского. В 1665 году во время грозы от удара молнии вспыхнул пожар и оба храма сгорели — обыкновенная история для эпохи, когда пожары были чуть ли не главным бичом российских городов. После пожара 1665 года тёплую Введенскую церковь возобновили уже на следующий год. Холодному Воскресенскому храму пришлось чуть подождать, до 1669 года, когда дошли руки и до него: в очередной «версии» Воскресенской церкви появился придел, освящённый во имя великомученицы Варвары. Предшественникам нынешнего Воскресенского храма как-то не везло, долгой жизни у них не получалось: деревянные храмы 1660-х годов постройки, простояв чуть более полувека, сгорели в 1720 году. «Осиротевший» священник Дементий Семёнов обратился в вышестоящие инстанции с прошением о строительстве нового Введенского храма. По получении согласия церковь возвели заново — по-прежнему в дереве. А вот новый «вариант» Воскресенского храма создавали уже в камне, но чуть позже. Началом этого сюжета следует считать прошение, подписанное церковным старостой Фёдором Климовым и датируемое 1724 годом. Но строительство каменного храма затянулось.
С 1714 по 1741 год в России действовал введённый Петром 1 запрет на каменное строительство везде, кроме Санкт-Петербурга. Воскресенский храм — исключение, выстроенный в обход этого запрета. В сентябре 1736 года новопостроенную церковь освятил игумен Гавриил, настоятель Троице-Сыпанова монастыря. Судя по описанию, выглядела она тогда «структурно», весьма походила на нынешнюю, хотя размерами до неё не дотягивала: «…церковь сия была небольшая». Возвели храм о двух этажах: в нижнем этаже освятили Варваринскую церковь, в верхнем — главную, Воскресенскую. Имелась и каменная колокольня. Но уже по вине некой строительной ошибки, в 1769 году по стенам храма поползли опасные трещины. По необходимом обследовании было решено, во избежание разрушения, храм разобрать и строить на его месте новый. Проект нового храма подготовил местный (уроженец посада Большие Соли) архитектор-самоучка Степан Андреевич Воротилов. В то время большого опыта за его спиной ещё не было, однако первый блин, к счастью, комом не вышел — барочное творение Воротилова получилось необыкновенно выразительным, став по окончании постройки настоящим украшением Нерехты. Создав храм «в уме», Степан Андреевич решил сам его и строить: так он обычно поступал и впоследствии, беря подряды на строительство спроектированных им зданий. Нижнюю, Варваринскую, церковь освятили уже в 1770 году, а далее — за нехваткой средств — строительные работы встали. Семнадцать лет отделяют освящение верхней церкви от этого события: лишь в 1787 году новый Воскресенский храм, снабжённый изящной четырёхъярусной колокольней с колоколообразным куполом, «фирменным знаком» воротиловского творчества, был полностю готов и освящён. Шло время, неизбежно ставившее перед причтом Воскресенского храма задачи благоустроительного характера. Церковь на протяжении всего ХIХ века ремонтировали, частично перестраивали. Вскоре после освящения храма, в 1795 году, верхнюю церковь расписали. Тогда же позолотили иконостас. Те фрески продержались полвека — до ремонта, к которому приступили в середине ХIХ века. Ремонт был капитальным, одновременно храм реконструировали. В частности, разобрали северное крыльцо с трёхмаршевой лестницей, на его месте устроив двухэтажную пристройку, существующую по сей день. Стены храма заново оштукатурили, украсив их в верхней церкви клеевой живописью в академической, соответственно вкусам того времени, стилистике. Тогда же на втором этаже заменили старый иконостас на новый, тоже золочёный — его выполнили костромские мастера Андрей Денисов и Пётр Михайлов. В конце ХIХ века территорию церкви огородили металлической оградой с воротами. В таком виде храм дожил до революционных потрясений.
После революции Воскресенскому храму пришлось пережить чреду унижений и надругательств. Некоторое время он ещё действовал, однако к 1929 году, когда скончался последний его настоятель — священник Павел Рождественский, храм был уже закрыт. Постепенно он лишился купола, «фирменной» воротиловской колокольни, два верхних яруса которой оказались разобраны, ограды… И, разумеется, всего внутреннего убранства — какое уж там убранство, когда новые хозяева здания то и дело, к слову, менявшиеся, приспосабливали его под свои потребности, не слишко задумываясь о художественной ценности памятника. Побывали в нём и инкубатор, и мастерская, и общежитие, и классы ФЗУ. В годы войны в бывшем храме изготавливали маскировочную сетку для нужд фронта, а после войны переделали его под жильё, поделив пространство на множество небольших каморок-квартирок — для этого пришлось устроить новые перекрытия, разгородив помещение перегородками. Одни окна при этом растесывались до «коммунальных» размеров, другие закладывались. Зрелище храм представлял печальное.
Реставраторы пришли в здание в 1980-х годах, когда оно было передано местному краеведческому музею. Реставрация продолжалась с 1987 по 1996 год. Храму по возможности вернули приличный, именно храмовый вид, заново обнесли его оградой, открыли сохранившиеся фрагменты фресок в верхней церкви, кое-что «дописали» на свой вкус, который оставлял желать лучшего… Самое интересное — здесь появился иконостас, необходимый элемент, по мысли устроителей, развёрнутой в верхней церкви экспозиции «Русь православная — обряды и обычаи жителей Нерехтского края конца ХVIII- начала ХХ веков», то есть предполагающей некое православное эхо, богоборческие-то времена отступили. Привезли иконостас из села Красное Сумароково, из тамошней Троицкой церкви, пребывающей в запустении. В общем, дело сделали хорошее, и выставку устроили с любовью, однако выглядело всё это странновато: на фоне иконостаса красовались самовары, прялки, буфеты, туалетные столики, патефоны… Желающие могли поставить свечку! Нет предела фантазии музейщиков.
В 2014 году Воскресенский храм был возвращён Церкви. Барочные храмы не спутаешь ни с какими другими. Главные приметы стиля — «восьмерик на четверике» и обильный объёмный декор, характерный как для интерьера, так и для экстерьера. Ещё — двухцветность зданий: как правило, белым выделяются выступающие его части; остальные плоскости окрашиваются в красный цвет или ближе к нему. Ещё — часто двухэтажность, подчёркивающая вытянутую структуру храма-корабля: с запада на восток — колокольня, трапезная, основное помещение, алтарь. Воскресенский храм в Нерехте — это безусловно, барокко; разумеется, весьма запоздавшее (в столицах уже бал правит классицизм!)… И всё же: вот как-то сумел начинающий зодчий (да и самоучка притом!) Степан Воротилов так расположить подсмотренные им то ли в Костроме, то ли в Ярославле части здания, так их оформить, что они сложились в шедевр, в некую «икону стиля». А ведь Воскресенский храм стал чуть ли не первой его полноценной законченной работой; ну, может быть, второй, если за первую считать перестройку в 1770 году колокольни Богородице-Рождественской церкви в родном посаде Большие Соли. Некоторые находки, сделанные во время проектирования и строительства Воскресенского храма (например, колокообразное завершение колокольни, оформление наличников), Воротилов потом часто использовал в других своих постройках, превратив их в особенности, отличающие его творчество, однако при этом не застыл на взятых рубежах, а всё время экспериментировал. К примеру, близкий «родственник» Воскресенской церкви — нерехтский Спасо-Преображенский храм. Освящён он был на четыре года позднее — в 1791 году. Автором его выступил всё тот же Воротилов. Воскресенский же храм — двухэтажный; в каждом этаже — притвор, трапезная, основное помещение и алтарь. Верхняя церковь освящена в честь Воскресения Христова, нижняя — во имя великомученицы Варвары.
Размеры храма таковы: ширина в трапезной части — около восьми с половиной метров; в основной части чуть больше — более девяти метров; вместе с северной пристройкой — более четырнадцати метров. Длина здания — около тридцати метров. Колокольня Воскресенской церкви восстановлена в новейшее время — в полном соответствии с «оригиналом», изувеченным в советское время, когда были уничтожены два верхних яруса. Её декор отвечает декору основного здания. Характерная примета воротиловских колоколен — завершение в форме колокола с прорезанными в нём люкарнами, снабжёнными приятными взору сандриками-бровками. Верхняя часть Воскресенского храма — тоже новодел; в богоборческую эпоху храм лишился барабана с главой. Восьмерик завершается гранёным куполом с люкарнами, частично ложными, на который поставлен восьмигранный барабан (смотрящийся уменьшенной и упрощённой копией восьмерика) с главкой. Все карнизы украшены металлическим подзором. Внешний декор церкви достаточно густ и выразителен, но при этом ненавязчив. Помимо мощных оконных наличников, это спаренные пилястры, расположенные в три уровня и разделяющие оконные проёмы, а также профилированные карнизы, подчёркивающие внутреннюю структуру здания. Полуовальная апсида практически в ширину здания далеко выдаётся на восток и выглядит достаточно мощно и вместе с тем воздушно. В двух уровнях в ней прорезано по три больших окна, идентичных фасадным окнам. Окна снабжены типично воротиловскими наличниками с арочными завершениями, «рифмующимися» с арочными завершениями окон, и «ушами» (последний термин обозначает выступы наличника, симметрично расположенные по разные стороны от верхней части проёма). Вход в Воскресенский храм устроен с юга, в нижнем ярусе колокольни. В сущности, нижние ярусы колокольни, связанные с лестницей, являются притворами верхней и нижней церквей. Любопытно: в нижнем притворе сохранился с дореволюционных времён выложенный из металлических плит с литым орнаментом пол; он звучит глухим эхом прошлого. Да ещё — в верхней церкви сохранились небольшие фрагменты старых фресок. Остальное — плоды новейшего времени.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №166, 2015 г.
В 1987-1995 г.г. была отреставрирована церковь и воссоздана церковная ограда. В 1990-1995 г.г. отреставрированы росписи в верхнем храме, где был установлен иконостас. Для нужд музея, расположенного в церкви, севернее храма поставлен одноэтажный кирпичный флигель с несложным фасадным декором. В 2014-2015 г.г. была проведена реставрация кровли, фасадов, укреплению фундаментов и гидроизоляция стен.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru
Один из самых ярких и гармоничных барочных храмов Костромской области, отличающийся благородством пропорций, изяществом фасадного декора и своеобразием композиции внутреннего пространства. Каменная двухэтажная церковь с престолом во имя Воскресения в верхнем и Варвары великомученицы в нижнем этаже была возведена в 1770– 1787 гг. взамен обветшавшей деревянной. Ее проект выполнил знаменитый местный зодчий Степан Андреевич Воротилов, выходец из посада Большие Соли. В кон. 18 в. к северному фасаду церкви было пристроено крыльцо с трехмаршевой лестницей, ведущей на второй этаж. В 1795 г. верхний храм был расписан. В сер. 19 в. во время ремонта церкви на месте частично разобранного северного крыльца была сделана двухэтажная пристройка, интерьер украшен живописью по новой штукатурке, а в верхнем храме установили резной золоченый иконостас, выполненный костромскими мастерами Андреем Денисовым и Петром Михайловым, дьяконом костромской церкви Иоанна Богослова.
В кон. 19 в. церковная территория была обнесена металлической оградой с воротами. В советские годы были уничтожены глава храма и два верхних яруса колокольни, разобрана ограда, а саму церковь приспособили под жилье с устройством деревянных перекрытий и многочисленных перегородок; часть оконных проемов при этом была растесана, другие заложены. В 1987 – 1995 гг. была отреставрирована церковь и воссоздана церковная ограда по проекту арх. ЦНРПМ С.В. Демидова. В 1990 – 1995 гг. бригадами Московской областной реставрационной мастерской (рук. Л.П. Русина) и Костромской реставрационной мастерской (рук. Г.Б. Губочкин) реставрированы росписи в верхнем храме, где был установлен иконостас, перевезенный из Троицкой церкви с. Красное Сумароковых Нерехтского р-на, проведена его реставрация (рук. бригады резчиков Костромской СНРПМ В.М. Патрунин). Для нужд музея, расположенного в церкви, севернее храма поставлен одноэтажный кирпичный флигель с несложным фасадным декором, стилизованным в формах кон. 18 в. Стены церкви сложены из кирпича, по фасадам оштукатурены и окрашены с выделением декора побелкой.
Стройная объемная композиция церкви построена кораблем. Двухэтажный четверик, чуть зауженные полуциркульный алтарь и небольшая трапезная, продолженная западным притвором, равны по высоте. Над четвериком возвышается одноглавый восьмерик, в граненый купол которого врезаны люкарны, а над западным притвором – два верхних яруса колокольни с колоколообразным куполом, увенчанным шпилем. Четырехгранная колокольня чуть сдвинута к югу относительно продольной оси здания. Северная пристройка на месте старой лестницы понижена относительно четверика, и к ней в свою очередь примыкает одноэтажный объем.По всем фасадам здание опоясано низким профилированным цоколем и трехчастными поэтажными карнизами (в междуэтажный введена узкая лента поребрика). Края четверика и западного притвора подчеркнуты сдвоенными поэтажными пилястрами, поставленными с выпуском углов; сдвоенные пилястры помещены также в простенках окон алтаря и притвора, а между окнами четверика, размещенными по трем осям, пилястры одинарные. Карнизы над пилястрами активно раскрепованы. Все окна (во втором этаже они более высокие) имеют лучковые перемычки, а их наличники единообразны – рамочные, с ушами и сережками, с небольшим трехчастным замком в перемычке и лучковым сандриком в завершении. Профилированные подоконники нижних проемов переходят в невысокие подоконные тумбы, а под окнами второго этажа помещены лежачие филенки. В восьмерике двухуступчатые пилястры поставлены с небольшим отступом от углов, крепуя многообломный трехчастный карниз, а подоконники проемов развиты фигурными фартуками из сходящихся волют с кистями по бокам. Овальные люкарны (часть из них ложные) в основании каждой из граней купола завершены кровельками с дуговыми подвышениями, обогащающими силуэт храма. Восьмигранный барабан под чешуйчатой главкой, украшенной звездами, на основных гранях декорирован ложными арочными окошками с наличниках с профилированными архивольтами и маленькими замками, а на узких диагональных – сдвоенными пилястрами, поддерживающими профилированный карниз. Над юго-западной частью притвора, служащей основанием колокольни, помещены треугольные фронтоны. Особое изящество двум верхним ее ярусам придают карнизы, изгибающиеся над арками звона, фланкированными парными пилястрами: в нижнем ярусе они поставлены с выпуском углов, в верхнем одна из пилястр украшает срезанный угол. Колоколообразный купол колокольни прорезан четырьмя овальными люкарнами, отмеченными миниатюрными замками и лучковыми бровками. Боковые фасады северной пристройки, в верхнем этаже прорезанной окнами с двускатными перемычками, сохранили фрагменты стен первоначальной лестницы, украшенной пилястрами, несущими карнизы, и филенками с вынутыми углами.Единственный вход в храм находится на южном фасаде притвора. Все помещения церкви перекрыты сводами. На первом этаже в притворе свод сомкнутый, в трапезной и храме – коробовый с распалубками над окнами, в алтаре – конха. На втором этаже притвор разделен надвое продольной подпружной аркой: в северной части над лестничной площадкой крестовый свод, в южной, над лестницей, – половинный коробовый (с понижением свода по трехцентровой кривой к внешней стене); трапезная имеет полулотковый свод, а высокое и светлое помещение храма завершено восьмилотковым сводом с люкарнами по южной, северной и западной сторонам; переход от восьмерика к четверику осуществлен с помощью плоских тромпов. Алтарь, перекрытый конхой, связан с храмом тремя узкими арками, средняя из которых заглублена в нишу-экседру. На первом этаже притвора перед деревянной лестницей с балясинами, ведущей наверх, уцелел пол из чугунных плит с крупными розетками, типичных для посл. четв. 19 в.Настенная клеевая живопись, сохранившаяся в верхнем этаже, относится к сер. 19 в. и исполнена в академической манере. В кон. 19 столетия она была поновлена маслом с радикальным изменением орнаментики и частичной заменой сюжетных композиций. В результате реставрационных работ 1990-1996 гг. раскрыт образ Варвары в своде верхней трапезной, а также небольшие фрагменты живописи и орнаментики сер. 19 в. в основном объеме Воскресенского храма, исполненные в характерной для периода псевдо-рокайльной манере. Особенностью следует считать полихромию орнаментов, в противовес обычной гризайли.На западной стене восьмерика написан титульный для храма образ «Воскресения Христова». В простенках между окнами восьмерика развернут цикл явлений Христа Марии Магдалине и ученикам после Воскресения. На тромпах представлены образа четырех евангелистов, на боковых стенах четверика на уровне тромпов – «Несение креста» и «Положение во гроб». В нижнем ярусе росписи сохранилась композиция на евангельскую тему «Чудо со статиром».Все клейма имеют крупный формат и заключены в орнаментированные рамы. Отдельные мотивы декора воспроизводят характерные элементы псевдо-рококо (херувимы в рокайльных картушах, трельяжная сетка и лиственно-волютные элементы в рамах клейм с евангелистами). Основные мотивы орнаментики – ленточное плетение усложненного рисунка с растительными элементами – характерны для кон. 19 в. и привнесены при поновлении росписи. Живопись клейм выполнена в позднеакадемической манере, колорит приглушенный, серовато-коричневатый, с вкраплениями белого, розового, желтого и синего цвета. Откосы окон расписаны под мрамор.Образ великомученицы Варвары, помещенный на своде трапезной – единственный не подвергшийся поновлениям крупный фрагмент клеевой росписи, по которому можно судить о качестве живописи сер. 19 в. Мастер отказался от помещения фигуры великомученицы в традиционное клеймо. Ее небесный образ показан на облачном фоне в окружении многочисленных ангелов и херувимов. Гризайльная манера написания ангелов и херувимов делает их изображения легкими, тающими. Фигура Варвары, напротив, выделена ярким контрастным сочетанием красного и синего цветов в ее облачении. Контрапост в постановке фигуры и внимание к пластике драпировок свидетельствует об ориентации мастера на образцы академической живописи.Белый с позолоченными деталями иконостас, перенесенный из Троицкой церкви села Красное Сумароковых, выполнен во 2-й четв. 19 в. в стиле позднего классицизма с элементами эклектики в резном декоре. Он двухъярусный с аттиком, на девять осей в нижнем ярусе и на три оси в верхнем. Два ближайших к царским вратам прясла оформлены поднятыми на постаментах гладкоствольными колоннами с коринфскими капителями, поддерживающими неполный антаблемент с гладким фризом. Антаблемент продолжен и над боковыми крыльями иконостаса. Во втором ярусе прясла фланкированы витыми колоннами, также установленными на постаментах и увенчанными коринфскими капителями. Стволы колонн в нижней четверти гладкие, а выше – витые. В аттике колонны отсутствуют, а прясла разделены подвесными гирляндами. Боковые прясла аттика увенчаны карнизами, центральное прясло – неполным фронтоном, над которым установлен крест.Иконы, заключенные в тонкие профилированные рамы, над царскими вратами имеют арочную форму, остальные – прямоугольные. На карнизе первого яруса по сторонам центрального прясла установлены фигуры двух ангелов с рипидами. В аттике над карнизами боковых прясел – две резные барельефные композиции, составленные из атрибутов Ветхозаветной и Новозаветной церкви. Они имеют облачные основания и обрамлены лучами сияния. Во фронтоне и в сени над царскими вратами помешены изображения голубя в лучах сияния – символ Святого Духа. Прорезная орнаментика присутствует в оформлении царских врат и волют с розетками в основании второго яруса иконостаса. В декоре врат основные мотивы – гирлянда, венок и крестовая розетка. Сень над царскими вратами украшена узкой подвесной драпировкой и пальметтой.
Ограда, характерная для кон. 19 в., представляет собой металлическую решетку, укрепленную в кирпичных оштукатуренных столбах, связанных невысоким цоколем. Четырехгранные столбы, постаменты которых образуют раскреповки на стенке цоколя, завершены ступенчатыми карнизами и невысокими шатриками с вогнутыми гранями. Решетка состоит из копьевидных прутьев, связанных вверху и внизу фризами из небольших колец. Нижний фриз дополнен волютообразными элементами. Столбы по сторонам въездных ворот и калитки, расположенных по линии ул. Володарского напротив западного притвора, на лицевой стороне украшены вертикальными филенками.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 143; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31.. 217, № 523; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911..148; Демидов С.В. Архитектор С.А. Воротилов // Костромская земля. Вып. III. Кострома, 1995. С. 5-6; Каткова С. Нерехта и ее храмы // Наше наследие. М., 2002. № 62. С. 17–19; Исторические города и села Костромской области. Кострома, 2004. С. 138–140; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 44-47. Архивные источники: ИИМК РАН, фототека. О.344; ОР РНБ. Ф. 775. А.А. Титов. № 3999 Л. 59.
http://svodokn.ru/object/101525025?open=true