Нерехта. Церковь Спаса Преображения.

Церковь Преображения — яркий памятник культового зодчества, в стиле позднего барокко, эта двухэтажная каменная церковь была возведена в 1787-1791 гг. на месте Ильинской, также каменной церкви, сильно повреждённой от очередного пожара в Нерехте в 1785 году. Тогда-то и было принято решение разобрать обветшавшую церковь и построить на её месте новую. В результате спрямления улиц на месте строительства образовалась треугольная площадь, в центре которой и должен был быть воздвигнут новый храм. Учитывая большое градостроительное значение новой церкви, городской магистрат и духовное правление обратились к Большесольской ратуше с просьбой прислать в Нерехту «славного художника» и зодчего С.А.Воротилова, уже известного в городе. Просьба их была выполнена и весной 1787 года Воротилов выполняет проект и приступает к постройке церкви Преображения.
Церковь, как и Воскресенская, — в два этажа. На первом этаже устроено два престола: в честь пророка Илии и в честь Успения Богородицы, верхний храм был освящён в честь Преображения. Овальная в плане, с небольшими ризалитами по сторонам света, стройной колокольней с запада и световой ротондой в центре, она тяготеет к столичным постройкам. Довольно изящно и оформление фасадов в стиле позднего барокко. Оконные и дверные проёмы углублены в нишах и имеют строгое и выразительное убранство из тесаных профилированных карнизов и замковых камней. В решении фасадов данной церкви, в отличии от фасадов предшествующих построек Воротилова, не нашло отражение внутреннее традиционное деление помещений на трапезную, притвор и центр храма. Не вызывает сомнения лишь место расположения алтаря в восточной части. С запада, на уровне первого этажа, находятся два входа — в нижний храм и на широкую белокаменную лестницу, ведущую в верхний летний храм. Здесь же и винтовая лестница на колокольню с самостоятельным выходом на второй этаж. Интерьер зимнего храма с невысокими коробовыми сводами, опирающимися на квадратный столп в центре, создаёт ощущения уюта и домашнего спокойствия, верхняя же церковь полна воздуха и света, благодаря высоким сводам и расположенным в два света окнам. Особую праздничность верхнему храму придавали росписи стен и иконостас, который был утерян, а вот росписи, в основном сохранившиеся под поздними побелками и закрасками, были частично отреставрированы в 1990-х — начале 2000-х годов. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х годов. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции — «Жертвоприношение Иакова» и «Моление о чаше».
В основном помещении храма на тромпах в основании восьмерика находятся изображения евангелистов, на северном лотке свода — скорбящие апостолы и Богоматерь после Вознесения, на южном — «Прозрение Савла». На боковых лотках свода трапезной помещены многофигурные клейма: «Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке» (на северном) и композиция «Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное» (на южном). Над аркой между храмом и трапезной написан Деисус в пяти круглых клеймах. Масляная настенная живопись в нижнем этаже храма, исполненная в позднеакадемической манере, относится к нач.20 в. В своде алтаря написана Троица в иконографии «Отечество», а на стенах — «Распятие» и «Положение во гроб». На треугольных клеймах в северной части свода храма помещены композиции, посвящённые Илье Пророку, а в южной — житию Богородицы. На боковых гранях столба в арочных клеймах представлены образа избранных святых; на западной стене к северу от входа-композиция «Воскресение Христово»…
В 1898 г. церковная территория была окружена оградой с воротами. В советское время были разобраны завершение храма и верхний ярус колокольни, снесена ограда. В 1988-1991 гг. церковь была отреставрирована, а ограда воссоздана по проекту архитектора ЦНРПМ С.В.Демидова. Кирпичные стены здания отштукатурены и окрашены на фасадах в два цвета с выделением декора побелкой.
Церковь на сегодняшний день действующая, расположена на пересечении улиц Нижегородской, Нерехтской и Ильинской.
По материалам: С.В.Демидов, Е.В.Кудряшов «Нерехта», стр.47-49; «Памятники архитектуры Костромской области», 11 выпуск, стр.74-77

Черно-белое предпоследнее фото помещенные Олегом Матвеевым датируются 1914 годом (700-летие Нерехты). Дата указана на открытке

Преображенская церковь каменная, двухэтажная, с колокольнею каменной, построена в 1791 г. усердием прихожан и граждан города, обнесена каменной оградой. Престолов три: в летней верхней — Преображения Господня, в зимней нижней — Успения Пресвятой Богородицы и пророка Илии.
Причт: священник, псаломщик. Казенное жалование священнику 298 руб. и псаломщику 98 руб. Причтовый капитал 4358 руб. 32 коп., аренды с неудобной земли, отдаваемой под постройку частных домов, получает 12 руб. на причт. Причтовые помещения церковные, земли, кроме указанной выше и находящейся под церковью и ее домами, всего 408 кв. сажень, нет. План и межевая книга на последнюю землю есть.
Прихожан муж. пола 99, жен. пола 104; приход торговый и фабричный, все живут в г. Нерехте.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография, 1911 г.

Церковь расположена на небольшой треугольной площади, образованной на пересечении улиц Красноармейской, Нерехтской и Розы Люксембург. План церкви, необычный для культовых зданий, имеет форму вытянутого по продольной оси прямоугольника с плавно скругленными углами и обогащен легкими ризалитами на продольных и торцовых фасадах. Над кровлей, объединяющей нерасчлененный двухэтажный объем, возвышается одноглавый восьмерик храма, завершенный граненым куполом (он сдвинут к востоку от поперечной оси здания), и легкий четверик верхнего яруса колокольни с крутой барочной кровлей, несущей четырехгранный барабан с высоким шпилем.
Фасады опоясаны невысоким гладким цоколем. Первый этаж с рядом прямоугольных проемов отделен от второго, двусветного (окна второго света близки квадрату), трехчастным антаблементом, гладкому фризу которого вторит такая же гладкая лента в основании стен второго этажа. Профилированный карниз венчающего антаблемента дополнен рядом мелких сухариков. Торцовые ризалиты акцентированы треугольными фронтонами. Проемы размещены строго по осям: четыре оси проемов расположены в ризалитах протяженных фасадов, по одной – на торцовых ризалитах и по две – на скруглениях углов. Принцип оформления окон един для всего здания: они помещены в неглубоких прямоугольных нишах, проемы, подчеркнутые вдавленными рамками, заключены в гладкие рамочные наличники с лежачими прямоугольными досками под профилированными подоконниками и маленькими трехчастными замками в перемычке и украшены профилированными сандриками на П-образных накладных досках. В верхнем этаже проемы первого и второго света объединены общей вертикальной нишей. Окна храмового восьмерика также расположены в прямоугольных нишах, но они имеют арочную форму и заключены в наличники с профилированными архивольтами, опирающимися на узкие пилястры. Карниз восьмерика украшен мелкими сухариками. Ярус звона колокольни, поставленный на филенчатом постаменте, прорезан арками. Колонны, врезанные в углы объема, поддерживают раскреповки профилированного антаблемента с сухариками в карнизе. Круглые люкарны в основании кровли имеют фигурные обрамления барочного характера, а венчающий барабан под шпилем декорирован пластичными наличниками маленьких окошек в основных гранях и волютообразными пилястрами на срезанных углах.Вход на первый этаж расположен в южном скруглении притвора, а на второй – в западном торцовом ризалите. Притвор на первом этаже разделен на несколько помещений: в его средней части размещена каменная парадная лестница, по дуге поднимающаяся на второй этаж, а южнее нее – винтовая лестница к звону колокольни. Ризница, расположенная севернее парадной лестницы, перекрыта полулотковым сводом, а южное помещение перед входом в трапезную – сомкнутым. Невысокие, поперечно ориентированные и равные по площади помещения храма и трапезной разделены подпружными арками, переброшенными к боковым стенам от столба, чуть сдвинутого от центра к северу. И храм, и трапезная перекрыты поперечными лотковыми сводами, усложненными распалубками, идущими от подпружных арок и от восточной стены. В единое пространство алтаря, объединяющего два престола (он перекрыт коробовым сводом с переломами в торцах), ведут арочные проемы: один широкий связывает храм с северным Ильинским приделом и три узких – с южным Успенским. На втором этаже площадка парадной лестницы имеет крестовый свод, а ячейки по ее сторонам – крестовый (северная) и коробовый с переломом (южная). Трапезная, как и в первом этаже перекрытая перечным лотковым сводом, связана с храмом широкой аркой. В лотковый свод храма врезан восьмерик на плоских тромпах, завершенный восьмилотковым сводом. Три арки (средняя более широкая) связывают храм с алтарем, завершенным конхой.В верхнем (Преображенском) храме стены и свод окрашены в голубой цвет. Здесь сохранилась настенная живопись маслом в стиле позднего классицизма, характерная для 1840-х гг. Сюжетные росписи исполнены в академической манере. Свод алтаря расписан кессонами, а на стенах помещены две композиции – «Жертвоприношение Иакова» и «Моление о чаше». В основном помещении храма на тромпах в основании восьмерика находятся изображения евангелистов, на северном лотке свода – скорбящие апостолы и Богоматерь после Вознесения, на южном – «Прозрение Савла». На боковых лотках свода трапезной, в средней части расписанного розетками в кессонах, помещены многофигурные клейма: «Привезение образа Богоматери Владимирской из Ярославля в Нерехту по реке» (на северном) и композиция, иллюстрирующая текст «Покайтеся, ибо приблизилось царствие небесное» (на южном). Цветовая гамма приглушенная, серовато-коричневатая, с включениями красных, синих и зеленых цветов. Обрамления сюжетных композиций имитируют багетные рамы. В простенках окон изображены колонны коринфского ордера, а выше них – фигурные консоли. Основания сводов и восьмерика отмечены перспективными карнизами. Над аркой между храмом и трапезной написан Деисус в пяти круглых клеймах (в этой части роспись поновлялась в нач. 20 в.).Масляная настенная живопись в нижнем этаже храма, исполненная в позднеакадемической манере, относится к нач. 20 в. В своде алтаря написана Троица в иконографии «Отечество», а на стенах – «Распятие» и «Положение во гроб». На треугольных клеймах в северной части свода храма помещены композиции, посвященные Илье Пророку, а в южной – житию Богоматери. На боковых гранях столба в арочных клеймах и в сводах арок представлены образа избранных святых в медальонах; на западной стене к северу от входа – композиция «Воскресения Христово». В основании сводов в гризайльной манере написан профилированный карниз. Рамы сюжетных клейм на сводах увенчаны кокошниками с херувимами.Два одноярусных иконостаса в первом этаже храма, соответствующих двум приделам, поставлены встык. Они исполнены в недавнее время с использованием конструктивной основы и элементов сер. 19 в., видимо, сохранившихся от ранее существовавших иконостасов. Северный, с гладкоствольными колоннами, фланкирующими царские врата, оформлен в стиле позднего классицизма, южный – в формах псевдобарокко. Его царские врата с размещенными по сторонам витыми колоннами, украшенными цветочными гирляндами, помещены в скругленном ризалите, а фриз в антаблементе декорирован рельефом с цветочными гирляндами, резанным по левкасу.
Ограда с воротами, 1898 г. Ограда, характерная для времени эклектики, имеет вид металлической сетки с диагональными квадратными ячейками, укрепленной в четырехгранных кирпичных оштукатуренных столбах, понизу связанных невысоким цоколем и завершенных четырехскатными кровельками. Ворота представляют собой кирпичную оштукатуренную арку, переброшенную между двумя прямоугольными в сечении пилонами, которые прорезаны проемами калиток с лучковыми перемычками. Единственным украшением ворот служит несложный венчающий карниз. Полотнища металлических створок ворот и калитки, увенчанных крестами, также выполнены в виде диагональной решетки, дополненной внизу широкой каймой из волютообразных прутьев.
http://svodokn.ru/object/101513659?open=true

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?