Нередичи, урочище. Церковь Николая Чудотворца.

До 1904 года на месте каменной стояла деревянная часовня. Вход в неё вел с западной стороны, прямо из леса: сначала нужно было подняться по ступенькам на галерею и только потом можно попасть внутрь часовни. Там, на восточной стороне в киоте стояла большая икона святителя Николая чудотворца с событиями из жизни его. Впечатлял размер чудотворного образа – в ширину 1 аршин 3 вершка, а в вышину – 2 аршина 10 вершков. Рядом с этой иконой с левой стороны возвышалась до потолка огромная фигура – деревянный резной образ Николая чудотворца Можайского: в короне и венце из металла, с мечом в правой руке. Вся фигура была окрашена в яркие светлые краски и золото. Высота угодника достигала 2 аршина 6 вершков. Перед фигурой и иконой привешены были жестяные лампады.
С правой стороны той же восточной стены помещался образ Покрова Пресвятой Богородицы, а также икона снятие с креста и положение в гроб Иисуса Христа, внизу которой стояла надпись: «Писан сей святой образ в царствование Государя Императора Николая Павловича, а писан Харьковским купцом Аржановым в 1834 году и отдан в 1834-м». Вкладчик происходил родом из местных крестьян-офеней, занимался иконописью, а затем, разбогатев, перечислился в харьковское купечество. Внутренние стены часовни окрашены были разными красками в виде шашек, а с двух сторон от икон находились живописные образа благословляющего Николая чудотворца и пророка Илии со свитком: «Ревнуя и поревновах по Господе Бозе моем Вседержителе слыша сей пророк».
Под киотом иконы святителя Николая и резной фигурой угодника, поперек часовни, лежало толстое квадратное бревно толщиной в 6,5 вершков, в середине которого в углублении, окованном прочным железом, под замком находились ящик и кружка с отверстием для пожертвований доброхотных дателей.
Свет во внутрь часовни проникал с трех сторон: с южной в стене прорублено было небольшое окно без рам и стекол, с северной свет проходил через дверной проем, а с западной находилась полукруглая створчатая дверь, окрашенная с лицевой стороны орнаментами. Над ней изображен на стене благословляющий Спаситель, а по сторонам двери – чудо Архистратига Михаила в Хонех и Архистратиг поражает сатану. Вся часовня с наружной стороны, галерея и крыша окрашены были темно-малиновой краской. При входе в часовню, находившуюся в пустынном месте, в которую едва проникал свет Божий, перед взором путника возникала слабо освещенная резная фигура угодника в рост человека и наводила какой-то особенный страх.
Свое впечатление о нередической часовне оставил в путевых записках известный русский ученый Владимир Павлович Безобразов, посетивший ковровские места в 1861 году: «Однообразие дороги (от слободы Мстеры в слободу Холуй) прерывалось лишь перевозом на Холуйской пристани (на Клязьме) и часовнею с деревянным изваянием святого чудотворца Николая, стоящею посреди мрачного леса. С этою часовнею связаны народные легенды, которые с трепетом рассказывал мне ямщик. Темнота и холод в этой часовне, посреди нее колоссальная белая фигура угодника, стоящего с большим мечом в руках и пустынный лес вокруг, действительно производят трепет в душе».
Причина возникновения часовни в таком пустынном месте достоверно неизвестна. Установленная еще в древности часовня со временем возобновлялась, но неизменно сохраняла первоначальный вид. Именно на этом месте, по преданию, был найден в древности деревянный резной образ Николая чудотворца, который и поставили в часовне. Там он сохранялся до начала XIX столетия, пока не был перенесен в храм погоста Нередичи. В часовне же установили другой образ.
Часовня святителя Николая чудотворца стояла на перекрестке важных путей сообщения и поэтому приносила неплохой доход причту нередичской церкви. С юга от часовни пролегал Вязниковский тракт, с запада – тракт со стороны города Коврова, выходивший из леса перед часовней и соединявшийся здесь с большой дорогой. У самой часовни дороги раздваивались и направлялись к перевозам через реку Клязьму. Одна из них вела на перевоз, называемый Холуйским, а другая – на перевоз под названием Кисаровый.
Во времена расцвета знаменитых Холуйских ярмарок мимо часовни тянулись вереницы возов с товарами, множество различных экипажей спешили с купцами, торговцами и покупателями. И как радовался уставший взгляд путника, когда среди бесконечного густого леса, тянувшегося вдоль дорог, он видел на большой открытой поляне деревянную часовню. Здесь он мог позволить себе немного отдохнуть от дальней дороги по зыбучим пескам: в летний зной посидеть под крытой галереей часовни и дать себе и лошадям утолить жажду, испив ледяную освежающую воду из колодца, находившегося в 20 саженях от часовни. И конечно, купцы заходили в древнюю часовню, чтобы помолиться Николаю чудотворцу. Все проезжающие мимо непременно оставляли свою лепту в железном ящике под ногами угодника, а временами она была очень даже внушительной. Эти деньги шли на поддержание Никольской церкви погоста Нередичи.
Со временем угасания Холуйских ярмарок стала приходить в упадок и старинная Никольская часовня. Находившаяся в уединенном месте она понесла большие потери от рук грабителей. Нападению подверглась икона святителя Николая чудотворца, которая находилась за железной решеткой в медной посеребряной ризе. Злоумышленники, думая, что это серебряная риза, отломали от нее уголок, но, увидев, что риза медная, оставили дальнейшее расхищение. Отрезанный уголок прихожане позднее заделали металлической накладкой, но и тогда грабители не остановились. Риза все-таки была украдена, и от нее остался лишь кусочек поздней накладки. Во избежание позднейшего разграбления причт нередичской церкви железную решетку, которая закрывала икону, перенес в храм, а сам образ стал указывать, что и здесь поработала алчная злодейская рука, обезобразившая лик святителя. Много раз обворовывался и ящик доброхотных дарителей. Но нанять сторожа для охраны часовни церковный причет не решался, так как тогда бы подверглась опасности жизнь человека. История древней деревянной часовни во имя святителя Николая чудотворца в Нередичах завершилась в 1904 году. В том году она сгорела и больше не возобновлялась. На том же месте на средства крестьян деревни Юдиха Константина Георгиевича Уварова, Алексея Георгиевича Уварова и Степана Ивановича Мусатова была выстроена каменная часовня.
Из статьи Н.Фролова

Погост Нередичи или, как его еще называли, Николо-Нередичский погост, находился в 42-х верстах от Коврова вниз по течению Клязьмы, на правом берегу этой реки. История погоста начинается с очень давних времен.
В XIII-XV столетиях вся округа Нередичского погоста входила в состав Стародубского княжества, а по распаду его попала в вотчину князей Кривоборских, старшей ветви Стародубской княжеской династии.
Князь Федор Иванович Кривоборский стал и устроителем церкви в Нередичах. Об этом свидетельствует придел Никольского храма в честь великомученика Федора Тирона. Именно этот святой, память которого отмечается 17 февраля, являлся покровителем князя Кривоборского.
В XVIII столетии в погосте существовали две деревянные церкви – Никольская и Ильинская. Погост Нередичи находился в полутора верстах к востоку от большой проезжей дороги из Вязников на Холуй.
Деревянные храмы в погосте Нередичи простояли до начала XIX века. После пожара, который уничтожил обе церкви, в Нередичах на средства прихожан и доброхотных жертвователей началось возведение каменного храма. Строительство велось в течение 10 лет, и было завершено к 1821 году. Особое усердие в устройстве храма проявил церковный староста крестьянин деревни Юдиха Иван Мартьянов. Новопостроенный каменный пятикупольный храм во имя святителя Николая чудотворца имел один придел пророка Илии. Особых древних предметов в новой церкви никаких не осталось, так как все уничтожил еще огонь в старых деревянных храмах, включая древние акты по истории погоста и церковные летописи. Исключение составили лишь древний оловянный ковчег и серебряный наперсный крест, вызолоченный по краям и украшенный жемчугом, с частицами мощей многих святых: Меркурия, Иакова Пермского, архидиакона Стефана и Севастиана, Анны пророчицы, освященного Губа, Спиридона чудотворца, Лаврентия, мученика Федора Стратилата и Марии Египетской.
Одновременно с каменной церковью на погосте была устроена такая же колокольня, а позднее и ограда. В 1834 году вместо тесовой кровли храм стараниями прихожан был покрыт железом. Последние же строительные работы в Нередичах были произведены в 1915 году, когда усердием шуйского купца Владимира Михайловича Павлова в церкви возобновили стенную роспись, а на средства крестьянки деревни Юдиха Марфы Ивановны Ульяновой произвели ремонт трапезного храма. В таком виде Никольская церковь стояла вплоть до разрушения в начале 1930-х годов.
1930-е годы стали последними в истории Николо-Нередичского погоста. Никольский храм, как и большинство православных церквей, в годы советской власти постигла печальная участь. Он был закрыт, и некоторое время стоял в запустении. Но этим дело не ограничилось. Решив использовать церковный кирпич в строительстве, представители новой власти разобрали Никольский храм до основания, как и одноименную часовню. Вместе с ними разрушили и колокольню, и церковную ограду. До настоящего времени не обнаружено ни одной фотографии Никольской церкви. От былой красоты и таинственности Нередичского погоста не осталось и следа. В настоящее время историю нередичской округи продолжают деревни Юдиха, Юрино и Дорониха, входившие когда-то в приход Никольской церкви.
По материалам статьи Н.Фролова

В XVIII ст. в селе Нередичи существовали две деревянные церкви: Николаевская и Ильинская. В 1820 г. усердием прихожан вместо них построена была каменная пятиглавая церковь, с каменною же колокольнею и оградою. В 1834 г. тесовая на церкви кровля заменена железною. Престолов в церкви два: в холодной – в честь св. и чудотв. Николая и в теплом приделе – во имя св. и прор. Илии.
В церкви хранились копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1865 г. и также хранилась в церкви. В приходе было дворов 62, душ муж. пола 170 и жен. пола 183 души.
В.С. Березин, В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 5. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1898 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?