Неовизантийский стиль в архитектуре #набат_образовательный
После начала затухания русско-византийского стиля, в котором, кроме названия, собственно, ничего византийского и не было (оно лишь отсылало к преемственности России и Византии) в России параллельно начинают развиваться два стиля: русский и неовизантийский. Если русский стиль был более приближенным к народу, то неовизантийский стал неофициальным преемником русско-византийского стиля, и стал предпочтительным выбором для укрепления православия на окраинах Российской империи: в Царстве Польском, Литве, Бессарабии, Средней Азии, Северном Кавказе, Нижнем Поволжье и Области Войска Донского. Ключевые черты неовизантийского стиля проявляются в полусферических куполах, смешении сводов и куполов, неоштукатуренной кладке и чередовании двух цветов в кирпичной кладке.
Ключевым источником для неовизантийского стиля в России стал храм Святой Софии в Константинополе, формы которого ассоциировались с идеей православной державности. Программа неовизантийского стиля содержала идею о неисчерпанности византийского искусства к моменту падения Византии и возможности его использования для создания единого стиля восточнохристианского искусства. Художественные принципы неовизантийского стиля сформировались в период правления Александра II, при котором он имел статус официального государственного. В неовизантийском стиле, например, строили храмы-памятники, посвящённые крещению Руси (Владимирский собор в Киеве). При правлении Александра III и Николая II неовизантийское направление продолжало оставаться стилем государственного заказа, но тем не менее уступило лидерство русскому стилю, а позже — неорусскому.
Считается, что первой из церквей в этом стиле является Греческая церковь в Петербурге, построенная в 1861—1866 годах на Греческой площади. Архитектор Роман Кузьмин свободно следовал канону собора Святой Софии — уплощённый главный купол вписался в цилиндрическую аркаду, опирающуюся на кубическое главное сооружение. Кузьмин, однако, добавил новую особенность — вместо двух апсид, характерных для византийских прототипов, он использовал четыре. Развитием неовизантийского стиля стал Владимирский собор в Херсонесе Таврическом. При Александре III предпочтение было отдано русскому стилю, что, однако, не означало отказа от неовизантийского. В этом стиле строится Казанский собор в Оренбурге (и его брат-близнец в Царицыне, ныне воссозданный), собор Александра Невского в Тифлисе и Новониколаевске (Новосибирске), Вознесенский собор в Новочеркасске. Но по-настоящему расцвёл неовизантийский стиль в творчестве архитектора Василия Косякова и его главном творении – Никольском морском соборе в Кронштадте. Также соборы в подобном стиле строились и в других странах, в частности, в Болгарии.