Скорбященская церковь двухярусная. Состояние аварийное, кровель нет. Верхний этаж без столярных заполнений проемов открыт ветрам и осадкам. Цоколь закрыт железными ставнями и используется под склад. Доступа вовнутрь нет, лестница на верхний ярус разобрана.
с. Ненашевское. Церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
В XVI в. Ненашевское принадлежало Юрьевскому Архангельскому мужскому монастырю. Царь Иоанн Грозный и его сын царь Феодор Иоаннович дали монастырю жалованные тарханные грамоты на вотчины, в числе которых и Ненашевское; но эти грамоты при разорении г. Юрьева поляками и литовцами сгорели. Поэтому царь Михаил Федорович, по прошению архимандрита Юрьевского и Архангельского монастыря Макария, в 1625 г. дал на Ненашевское и другие монастырские вотчины свою жалованную грамоту, которая освобождала обозначенные в ней селения от казённых пошлин, и право суда над ними предоставил монастырским властям, «опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным». Вотчиной монастыря Ненашевское, вероятно, оставалось до отобрания монастырских населённых имений в казну в 1764г.
О времени первоначального основания церкви в селе сведений не сохранилось, но, несомненно, она весьма древнего происхождения и уже существовала в XVI в., так как в вышеупомянутых царских грамотах Ненашевское показано селом. В XVII в. в нём была деревянная церковь в честь Святых мучеников Флора и Лавра; в окладных книгах патриаршего приказа под 1628 г. записано: «Церковь Фрола и Лавра в селе Ненашевском в вотчине Архангелского монастыря, что в Юрьеве дани пять алтын с денгою десятильниа гривна». В отказных патриарших книгах 1645-1647 гг. церковь описана так: зданием «деревяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское, на церковной земле во дворе поп Клементий Савельев, во дворе пономарь Васка Еремеев, в келье просвирница Ульяница, пашни церковные добрыя земли 15 чети в поли, а в дву по тому ж, сена 15 копен».
Деревянная церковь Флора и Лавра существовала почти до конца XVIII в. В 1782 г. за ветхостью она была упразднена, вместо неё прихожане своими средствами построили каменную двухэтажную церковь с каменной же колокольней. В 1855 г. сделана каменная с железными решётками ограда. Земли при церкви: усадебной около одной десятины, сенокосной три десятины и пахотной 30 десятин.
Причт по штату: священник и псаломщик. На содержание причт получал годового дохода до 520 р., а именно: 300 р. за требоисправления, 200 р. от земли и 20 р. о сбора зерновым хлебом. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход состоял из одного села, в котором числилось 105 дворов, душ мужского пола 321, а женского 371.
Эта церковь существует до настоящего времени. Престолов в ней два: в верхнем этаже – в честь Божией Матери «Всех Скорбящих радость», в нижнем тёплом – во имя Святых мучеников Флора и Лавра.
Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». — Владимир. 2005. Стр. 60-61
Село Ненашевское. Исторический очерк.
Село Ненашевское, Владимирской области, Юрьев-Польского уезда, Ильинской волости, расположено при пруде. От уездного города в 4-х верстах, от губернского города Владимира в 66 верстах. История села восходит к древним временам. В XIII веке, т.е. 705 лет тому назад, от сего 1921 года, в тогдашней Ростово-Суздальской области, 21 апреля 1216 года между детьми князя Всеволода Большое Гнездо произошла междоусобная брань за власть и битва под названием Липицкой. Произошла она на реке Гзе, под самым городом Юрьевом близ Липиц (Липицкое болото), в пределах теперешних сел Даниловского, Кумина и Ненашевского. Подтверждением этому служат курганы около села Ненашевского, у стоявшей здесь гамазеи (общественного зернового магазина) близ дороги, ведущей в г.Юрьев. Эти курганы в 60-х годах XIX века были раскопаны археологами и найдены были древние орудия: мечи, копья, стрелы и пр.
В память этой Липицкой битвы на том самом месте, где побежали побежденные, образовался небольшой поселок, деревушка Ненашевка. Таким образом это село – одно из древнейших поселений Юрьевского уезда и в настоящее время оно имеет уже слишком 700 лет со своего основания, и достойно внимания истории, как памятник XIII века, времен удельных княжеств Ростово-Суздальской области.
Дальнейшая история села отрывочно известна по архивным записям. Прежде всего известно, что оно стало селом с XV века, потому что в этом веке в нем первый раз упоминается церковь. А в XVI веке село было вотчиной Юрьевского Архангельского монастыря, но когда и кем оно пожаловано этому монастырю, неизвестно. Вероятно, царем Иваном Грозным и царем Федором Ивановичем, потому что от них Архангельский монастырь имел жалованные тарханные грамоты на свои вотчины, в числе которых значилось и Ненашевское. Эти грамоты во время разорения города Юрьева поляками и литовцами в 1609 году сгорели. Поэтому царь Михаил Федорович, по прошению архимандрита Макария в 1625 году дал Архангельскому монастырю вновь свою жалованную грамоту на Ненашевское, освободив село от казенных пошлин. Право суда над жителями села было предоставлено монастырским властям, опричь душегубства, разбоя и татьбы с поличным, что было предоставлено светской власти.
Вотчиной монастыря Ненашевское было до отобрания от монастырей имений и сел в 1764 году при Екатерине II. С тех пор, т.е. с 1764 г. село состоит в ведомстве государственных крестьян и никогда не было под крепостным игом помещиков.
О времени первоначального основания села церкви данных не сохранилось, но, несомненно, она весьма древнего времени и была уже в XVI столетии, т.к. в вышеупомянутых царских грамотах Ненашевское показано селом.
В XVII столетии в селе была деревянная церковь в честь мучеников Флора и Лавра, на месте которой и теперь есть небольшая каменная часовня. В окладных книгах патриаршего дворцового приказа под 1628 годом записано: «Церковь Фрола и Лавра в селе Ненашевском, в вотчине Архангельского монастыря, что в Юрьеве. Дани пять алтын с деньгою».
В книгах 1645-1647 г.г. церковь Флора и Лавра описана так: «зданием деревянная клецки и все строение мирское во дворе, поп Клементий Савельев, пономарь Васька Еремеев, просфирница Ульяница. Пашни церковные земли 15 чети в поле, сена 15 копен. Деревянная церковь Флора и Лавра существовала в селе почти до конца XVIII столетия. В 1782 году за ветхостью она была упразднена и вместо нее прихожане на свои средства в том же году начали строить, и в пять лет выстроили, каменную двухэтажную церковь, с каменной колокольней в связи с храмом. Таким образом настоящий храм с. Ненашевского существует 140-год, по настоящий 1921 г. В 1855 г. прихожане устроили каменную ограду со сторожкой и с железными решетками. Верхний престол в честь скорбящей божьей матери, нижний в честь мучеников Фрола и Лавра. Документы и план на землю имелись и хранятся в церкви.
С 1833 по 1837 г. настоятель храма — священник Есиплевский, с 1837 по 1858 г. – Матвей Павлович Доброхотов, с 1958 по 1877 – Федор Яковлевич Сахаров, с 1877 по 1900 г. – Петр Иванович Афонов, с 1901 г. по 1921 г. (сконч.) – Петр Петрович Афонов. По переписи 1896 г. в селе было 105 домов и 692 чел. взрослых жителей обоего пола, а в 1921 г. в селе уже 140 домов и до 1500 чел. старых и малых обоего пола. Занимаются земледелием, некоторые работают на фабриках.В храме есть чтимая икона Б.м. «Всех скорбящих радости» по преданию явленная в XVIII столетии. В XIX столетии сюда стекалось много паломников и богомольцев.
По внешности своей село Ненашевское не имеет особых прелестей: ни леса , ни реки, кроме известного и довольно длинного болота. Зато оно знаменито по истории XIII века и по связи с Юрьевом, древним городом Руси.
Я, как родившийся в селе Ненашевском и воспитывавшийся там до 15-летнего возраста и составил сей очерк в подарок и на память гражданам села Ненашевского.
Протоиерей Дмитрий Федорович Сахаров. 1-го мая 1921 г.
Из архива Торлина А.С.