8 апреля 1950 г., 73 года назад, ушёл из жизни Гений – Вацлав Нижинский…
Фото из газеты «THE ILLUSTRADED LONDON NEWS» от 22 апреля 1950 г.
Практически во всех газетах Европы и Америки были опубликованы некрологи.
Это один из них:
НЕКРОЛОГ из Британской газеты «THE STAGE» от 13 апреля 1950 г.
Несмотря на то, что в некрологе много неточностей, тем не менее написан он очень трогательно.
ВАЦЛАВ НИЖИНСКИЙ
Вацлав Нижинский, величайший артист балета своего времени и, возможно, величайший всех времен, скончался в Лондоне в минувшую субботу в возрасте 59 лет. Он был последним из великого трио, которое произвело революцию в балетном искусстве Европы и Америки. Другими, конечно, были Дягилев и Фокин. Именно в мае 1909 года Дягилев впервые привез русскую балетную труппу в Париж и произвел один из самых впечатляющих и продолжительных эффектов в истории искусства. Париж был взят штурмом, и Вацлав Нижинский был признан выдающимся артистом. В классическом «Павильоне Армиды», в поэтически-лиричных «Сильфидах», в высшей степени романтическом «Призраке розы» и в трагическом «Петрушке», он давал спектакли не только высокого технического уровня, но и воплощал драматизм и индивидуальное воображение, которые никогда больше не были так совершенны. Его знаменитый прыжок в «Призраке розы», его антраша-дикс и его уникальная способность казаться по-настоящему «душой» роли или персонажа, которого он танцевал, вскоре сделали его всемирно известным. Он смог пойти навстречу Фокину в его стремлении освободить балет от ограничивающих уз слишком строгой традиции. Он многое сделал для Фокина, так же как Фокин многое сделал для него. Несмотря на то, что он был достаточно одарен и решителен, чтобы оказывать влияние в одиночку, именно с Вацлавом Нижинским, Дягилев смог реализовать некоторые из своих самых амбициозных и благотворных работ и вернуть танцору-мужчине положение, равное положению примы-балерины. Собственный балет Нижинского — шедевр «Послеполуденный отдых Фавна» в оригинальной интерпретации — воплощение классических греческих чувств и идей было серьезным отходом от традиции. Он вызвал скандал, когда впервые был поставлен в Париже. Роден был одним из многих известных художников, которые публично восхваляли Нижинского и эту работу.
Вацлав Нижинский родился в Киеве 28 февраля 1890 года. Он был «пятым поколением семьи из танцоров, и даже в десятилетнем возрасте поражал своим даром. Он стал известен в Императорской школе танцев в Санкт-Петербурге как мальчик, который, казалось, «держался в воздухе» во время прыжков. Вскоре он произвел впечатление на Николаса Легата, который взял на себя ответственность по его обучению. За два года до обычного срока он поступил в Мариинский театр, сделав себе имя в тот момент, когда станцевал маркиза в «Павильоне Армиды». Затем последовала череда триумфов в Санкт-Петербурге, ссора с администратором театра и партнерские отношения с Павловой и Карсавиной. Когда в 1911 году Дягилев привел свою труппу в Ковент-Гарден, весь зал поднялся в знак уважения к «Призраку розы» Нижинского. В очередной раз он покорил нацию своим искусством. Он поссорился с администрацией Мариинского театра и в последний раз покинул Россию, после чего с триумфом гастролировал по Европе и Америке, вплоть до своего трагического психического срыва в 1918 году. Он был в санаториях Швейцарии; во время двух войн странствовал по разным частям Европы; и, наконец, приехал в Англию в 1947 году. Именно в 1913 году у него произошла его ставшая знаменитой ссора с Дягилевым, который пришел в ярость, когда Нижинский женился в Буэнос-Айресе на Ромоле де Пульски, дочери Эмилика Маркуса, ведущей венгерской актрисы. Более 30 лет Ромола Нижински ухаживала за своим мужем и искала лекарство для него. Она заботилась о нём с удивительной преданностью, консультировалась у Фрейда, Юнга и Адлера. В 1946 году курс шоковой терапии значительно помог ему.
Последние годы своей жизни Нижинский и его жена тихо жили в Virginia Water, он был сдержанным, обаятельным и очень добрым, хотя часть времени жил в своем собственном мире, иногда ему удавалось интересоваться текущими делами. Ему нравилось ходить на спектакли или балет, и он любил встречаться с друзьями. Он рассказывал о своих днях в Санкт-Петербурге и иногда обсуждал танцы. Когда его спросили, как ему удавалось «держаться в воздухе», он с улыбкой ответил, что это было легко, но когда ему напомнили, что другие танцоры не способны на это, он ответил: «Я имею в виду, что для меня это было легко». У него были изысканные манеры, и даже в его помрачённой жизни можно было разглядеть что-то от редкости духа, что помогло сделать его в высшей степени великим художником. Он стал легендой еще при жизни и долгое время считался одним из величайших в искусстве. Но его друзья любили его за мягкость и обаятельный характер.