Обитель находится на правом берегу реки Волги при впадении в нее реки Солоницы, недалеко от с. Большие Соли. Монастырь основан в 15 веке вследствие чудесного обретения иконы Николая Чудотворца, которую обнаружили на приплывшем по воде весле. В старину такие весла называли <бабайками>. Благочестивые люди поставили для иконы часовню. Предание говорит, что пришедший из Сергиевой обители инок Иоанн устроил храм, а затем и монастырь. Обитель неоднократно подвергалась нападениям грабителей, была опустошаема пожарами, но вновь восстанавливалась.
К концу 19 века монастырь достиг своего полного благоустройства. Здесь было четыре храма: двухэтажный каменный собор, построенный в 1877 г., посвященный Иверской иконе Божией Матери, Нерукотворному образу Спасителя, Рождеству Христову и Сретения Господня; вторая церковь теплая, во имя свв. Николая чудотворца; третья — во имя свв. Иоанна Златоуста и преп. Сергия Радонежского; четвертая — в честь Успения Божией Матери. Главной святыней монастыря являлись три чудотворные иконы: свв. Николая Чудотворца, Иверской и Казанской иконы Божией Матери. В этом монастыре провел последние годы своей жизни свт. Игнатий Брянчанинов. С 1998 г. монастырь вновь становится действующим. Идут восстановительные работы церкви Иоанна Златоуста. При монастыре существует целебный источник. Настоятель Николо-Бабаевского монастыря — игумен Борис. В мае 2003 года определением Синода обитель приняла в свои стены митрополита Рязанского и Касимовского Симона, ныне находящегося на покое.
http://www.yaroslavl-eparhia.ru/
Бабаевский Николаевский
монастырь, заштатный, общежительный, близ посада Большие соли, в 35 верстах от
Костромы, на берегу реки Волги, при впадении в нее реки Солоницы. Основан в XV веке.
Здесь находятся чудотворные иконы Божией Матери: Казанская и Иверская, и икона
святителя Николая, явившаяся на бабайках (весла от плотов). Двухэтажный
каменный собор построен в 1877 году. Во вторник Светлой седмицы в монастыре
совершается крестный ход в честь святой Иверской иконы. При монастыре
двухклассная школа с 1892 года.Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Расположенный у реки Солоница на пути из Костромы в Ярославль, современный поселок Некрасовское, в прошлом именовался посад Большие Соли, а еще раньше — Соль Великая. Места здешние издавна славились богатыми запасами соли, от которой и произошли названия реки и посада. Из первых летописных упоминаний о Великой Соли видно, что поселение существовало ещё с начала 13 века во владении великого княжества Владимирского. В первое время Большие Соли строились на левом берегу реки Солоницы. Там же велась торговля, были таможня и тюремный дом. По преданию эта сторона носила название Егорьевская. Население посада состояло из посадских, торговых, ремесленных и пашенных людей. Позднее торговля была перенесена на правую — Борисоглебскую сторону реки Солоницы, и строительство домов активно стало вестись на возвышенной части берега.
В 1583 году Иван Грозный дарит Большие Соли купцу Семену Строгонову за заслуги в освоении Сибири. В 1693 году Петр 1 пожаловал Большие Соли переславскому Горицкому монастырю. В 1761 году по прошению жителей посада императрица Елизавета приказала отобрать Большие Соли у Горицкого монастыря. В конце 17 века Большая Соль была приписана к Костромской губернии. В конце 19 — начале 20 веков Большесольским посадским главою являлся купец В.А.Охлобыстин. Бабайский (Николо-Бабаевский) монастырь — действующий мужской монастырь в посёлке Некрасовское Ярославской области. Основан в XV веке у впадения в реки Солоницы в Волгу в месте, называемом Бабайки (здесь на берегу складывали одноименные весла для сплава леса), рядом с селом Большие Соли, между Ярославлем и Костромой. Причиной основания послужило обретение здесь в XIV веке иконы Николая Чудотворца, приплышей на одной из бабаек. Первоначально икона была помещена в дубовой роще к югу от будущего монастыря. Известно, что царь Алексей Михайлович пожаловал ему мельницу. К началу XVIII века имел многочисленные вотчины в Костромской губернии. В 1719 году в монастыре случился серьёзный пожар; сгорела большая часть монастырского имущества и архива. В 1764 году, согласно манифесту Екатерины Второй, причислен к сверхштатным.
В Бабайском монастыре неоднократно бывал Николай Некрасов, чьё детство прошло неподалёку, на противоположном берегу Волги — в сельце Грешнево. Монастырь упомянут поэтом в стихотворении «Горе старого Наума»: «Вблизи — Бабайский монастырь, село Большие Соли…» Сохранившиеся здания монастыря (главным из них был Никольский собор) выстроены в XIX веке. В 1861-1868 годах здесь жил на покое св. Игнатий (Брянчанинов), благодаря которому были изысканы средства на ремонт существующих строений и постройку храма Иверской Божьей Матери. Здесь он вёл уединённую молитвенную жизнь, создал многие известные сочинения («Приношение современному монашеству», «Отечник» и др.), продолжал переписку с духовными детьми. После кончины (1868) он был похоронен у малой больничной церкви Сергия Радонежского. Упразднён Николо-Бабаевский монастырь был в 1919 году. Некоторые монастырские документы были переданы в Москву (сейчас — в РГАДА). На месте бывшего монастыря в советское время расположился детский костнотуберкулёзный санаторий. В 1988 году, после канонизации Игнатия Брянчанинова, его мощи были перенесены в ярославский Толгский монастырь, где сейчас и находятся. Сам монастырь был возрождён в 1998 году. По материалам сайтов: live.kostromka.ru и www.ruist.ru
Николо-Бабаевский монастырь заштатный общежительский мужской монастырь на границе Костромской и Ярославских губерний, на правом берегу р. Волги, при впадении в нее р. Солоницы, близ посада Большие Соли (ныне Некрасовское).
Название Бабаевского монастырь получил от бабаек или больших весел, которые складывались гонщиками плотов, при введении леса в Солоницу. На такой бабайке чудесно явилась икона св. Николая. Основание монастыря приписывается письменными документами и преданием иноку Троице-Сергиевой обители Иоанну в XV в. В 1550 г. монастырь сгорел, был возобновлен и в 1553 г. от молнии снова сгорел. Возобновленный после того монастырь был сожжен шайкой Тушинского вора в 1608 г.
В половине XVII века монастырь стал расти и увеличиваться; была построена каменная двухэтажная церковь св. Николая (1659 г.). В это же время монастырю жалуется царем Алексеем Михайловичем лес в 2 кв. версты. В 1709 г. монастырь за раздоры среди иноков, по жалобе настоятеля, лишается самостоятельности и приписывается к Переяславскому Залесскому монастырю.
В начале XVIII в. благосостояние монастыря значительно увеличилось. В 1719 г. пожаром в строительном корпусе уничтожены все документы монастыря. При игумене Галактионе (1729 – 39 гг.) монастырь снова приобретает свою самостоятельность. При этом игумене благосостояние еще более увеличивается, но вместе с тем замечается упадок нравственности среди монахов. В 1764 г., с утверждением штатов, монастырь причисляется к сверхштатным и оставлен при своем содержании, настоятель положен в сане строителя. В 1790 г., при игумене Филагрие (1759 – 1790), был введен общежительный устав. В XIX в. монастырь достигает благоустройства благодаря пожертвованиям и заботам настоятелей.
При игумене Савве (1793 – 1810 гг.) был расширен постройками двух приделов, постройкой нового храма над вратами во имя Успения Божией Матери. При его преемнике Николаевский монастырь становится первым по внутреннему и внешнему устройству в числе монастырей Костромской епархии; при нем были построены 2 храма: больничный во имя св. Иоанна Златоуста и преп. Сергия Радонежского, и теплый во имя св. Николая, устроена библиотека для иноков.
В 1861 г. управление монастыря поручается епископу Игнатию Брянчанинову, уволенному в монастырь на покой. При нем соборный храм, пришедший в ветхость, решено было заменить новым, увеличены материальные средства монастыря постройкой часовни на пристани и развитием хлебопашества. Новый храм был начат в 1865 г. Постройка его закончена в настоятельство архим. Иустина, в 1877 г. храм был освящен. Благоустройство монастыря было довершено при настоятеле Илии: при нем была построена каменная ограда монастыря.
В монастыре 4 храма:
— двухэтажный каменный собор, построен в 1855 — 77 гг. на добровольные пожертвования костромичей и отчасти г. Москвы. В нем приделы: в верхнем этаже во имя Иверской иконы Божией Матери, освящен в 1877 г., Нерукотворного образа Спасителя и муч. Александры, освящен в 1893 г.; в нижнем этаже теплая двухпрестольная церковь, главный престол в честь Рождества Христова и придел во имя Сретения Господня и св. муч. Игнатия Богоносца, освящен в 1889 г.
— теплый храм во имя св. Николая, построен в 1817 – 23 гг.
— теплый во имя св. Иоанна Златоуста и преп. Сергия Радонежского, построен в 1819 -21 гг.
— в честь Успения Пресвятой Богородицы. Построен в 1809 – 14 гг.
Иконы в монастыре: чудотворный образ св. Николая в золотой ризе; чудотворная икона Иверской Божией Матери, подарена обители в 1724 г. Василием Исаковым и древний образ Казанской Божей Матери.
Крестный ход совершается в честь Иверской иконы Божией Матери во вторник святой седмицы.
При монастыре существует двухэтажная каменная гостиница, в которой устроено 50 номеров для богомольцев, и церковно — приходская школа. Монастырю принадлежит 993 десятины 2357 сажень пахотной, мелкого дровяного леса, сенокосной и неудобной земли в 16 пустошах, земли под мельницей в с. Малых Солях и Ферапонтовой лесной даче, водяная мельница на р. Солонице в с. Малых Солях, каменная часовня в г. Костроме, там же 2 каменные лавки и двухэтажный каменный дом. Игумен, монахов 18, послушников 57.
«Православные монастыри Российской империи» Денисов Л. И., г. Москва. Издание А. Д. Ступина, 1908 г. стр. 323.