Небылое. Успенский Косьмин мужской монастырь.

Существующие доныне каменные храмы и братский корпус, взамен ветхих, деревянных, построил в XVII веке игумен Митрофан, впоследствии епископ Воронежский, причисленный Церковью к лику святых. В ансамбль монастыря входят Успенская церковь, Спасская церковь, Никольская церковь, и др. постройки. Вновь открыт 27.12.1996 г.

Косьмин Успенский монастырь находился во Владимирском уезде, ныне это пос. Небылое. Обитель расположена в 40 верстах от г. Владимира на р. Яхроме, в урочище, называемом Хвахматица. Основана обитель в 1494 г. преподобным Косьмой, который стал и первым её игуменом. Сначала он был иноком в Киево-Печерском монастыре. Но однажды ему последовало видение, при котором велено отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во владимирский край, поселился в необитаемом месте, где находится теперь его обитель. Но отшельник недолго наслаждался уединением. Слава о нём влекла почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около него. Скоро уединённое место подвигов Косьмы превратилось в иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и основалась обитель. Косьма соорудил в ней храм Успения Богородицы. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 г. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря. Из числа преемников Косьмы особенно известны инок Иларион и святитель Митрофан, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящён в Косьминском монастыре и особый придел в зимней церкви.
В 1666-1675 гг., в настоятельство святителя Митрофана, были построены каменная Спасская церковь и келейный корпус — в 1669 г., в 1675 г. — соборная Успенская церковь (в 1906 г. при настоятеле архимандрите Науме в ней устроено духовое отопление). В 1694 г. появилась Никольская (построена при игумене Сергии). В 1657 г. возведена колокольня, на которую в 1909 г. поднят колокол в 311 пудов. В советское время она разрушена, как и каменная ограда с четырьмя башнями. В двухэтажной Спасской церкви было два придела: Святителя Митрофана Воронежско го (устроен во 2-м этаже при игумене Амвросии, в 1862 г. при игумене Герасиме перенесён вниз) и Преподобного Косьмы (устроен в 1865 г., а в 1875 г. при игумене Нифонте перенесён в Успенский собор, построенный на месте явления Яхромской иконы Божией Матери и возобновлённый в 1837 г. при игумене Киприане). 
В 1863 г. игуменом Наумом в монастыре заведено училище на 40 крестьянских мальчиков. В 1879 г. настоятелем монастыря определён игумен Мисаил (Смирнов, в 1883 г. возведён в сан архимандрита). В это время в монастыре было братии: казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха и 16 послушников. Корпус келий надстроен в 1903 г. при игумене Вениамине. В 9-ю пятницу по Пасхе в монастыре проводилось торжественное богослужение Божией Матери и преподобному Косьме. У стен монастыря открывалась ярмарка. В 1689 г. игумен монастыря Сергий отправил на имя патриарха Иоакима прошение о том, чтобы освободить монастырь от пошлин с запустевшего села Небылого. До начала XVII в. в с. Небылом был самостоятельный приход, стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В Смутное время село было разорено, церковь сожжена и уже не восстанавливалась, крестьяне села были приписаны сначала к церкви с. Лыково, потом к церкви с. Котлучино.
В советское время монастырь закрыт и разорён, разрушена часовня над колодцем, ископанным преподобным Косьмой.
Из книги Протоиерея О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». — Владимир, 2005, стр. 143-145

Успенский Косьмин монастырь, 3 класса, в 40 верстах от Владимира, близ села Лыкова, на реке Яхроме. Основан в 1482 году преподобным Космою (см. 18 февраля), мощи которого почивают под спудом в соборном храме монастыря; здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Яхромскою, явившаяся в 1482 году пр. Косме. В 1666 — 1675 годах здесь был игуменом святой Митрофан Воронежский, с собственноручной надписью которого в монастыре хранится Евангелие.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Косьмин Яхромский монастырь основан между 1483 и 1494 гг. неким Космой, уроженцем селения Зернова, близ села Рожново Суздальской земли, — на том месте, где он ещё в детстве обрёл на дереве св. икону Успения Божией Матери. Преподобный Косма, по преданию, здесь первоначально построил деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, в которую и поместил этот явившийся ему образ. Имя прп. Космы в миру неизвестно, как и точная дата рождения. Известно, что в отроческом возрасте попал в услужение в знатную боярскую семью, где ему постарались дать хорошее по тем временам образование.
Существует предание, что однажды боярин, у которого служил Косма, серьёзно заболел. В поисках врача он с подопечным переезжал из одного города в другой. Однажды путники остановились при источнике близ речки Яхромы: здесь боярин, утомлённый долгой дорогой заснул. В это время дремавший также отрок внезапно увидел свет, осиявший всё то место, и услышал таинственный голос: «Внимай, Косма, и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное, возжелай радости праведных, да получиши вечная блага!» Внимательно смотревший Косма заметил, что лучи блеснувшего ему света исходили от иконы Успения Божией Матери. Икона эта явилась ему на дереве. Отрок дерзнул приблизиться и взять святую икону; затем он приложил её к больному месту своего страждущего господина, и тотчас последний пробудился ото сна совершенно здоровым, как будто не страдал своим тяжёлым недугом.
Через прошествия многих лет, в новом чудном видении явился как-то повзрослевшему Косме светоносный юноша и от имени Божиего повелел ему идти в пределы Владимирские, на реку Яхрому, где некогда явилась ему святая икона, для того, чтобы построить там церковь в честь Успения Матери Божией. Внимая высшему призванию, к тому времени инок Киево-Печёрской обители, оставил Киев и отправился к тому месту, где было чудесное явление ему святой иконы. Едва только преподобный пришёл к месту обретения честного образа Богоматери, ему вторично явился неземной луч, осиявший всё то место. И тогда Косма решил непременно запечатлеть в памяти это святое место, где произошло обретение иконы Богоматери. С этой целью в 1482 (по некоторым данным в 1483 г.) Косма строит небольшой деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы, послуживший началом основания Свято-Успенского монастыря.
Со временем слух о подвигах распространился по округе и к Косме стали приходить монахи, желавшие подвизаться в молитвенных и постнических трудах, образовав монастырь. Позже Косма был избран игуменом этого монастыря, установив порядок иноческого жития. Косма усердно посещал больных разными недугами и страждущих, исцеляя их молитвами к Господу и Его Пречистой Матери. Занимался он также проповедническими беседами с мирянами. По официальной версии скончался Косма в глубокой старости 18 февраля 1492 г. и был погребён в основанной им обители. Житие прп. Космы написано Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря в первой половине ХVI в. Явление же иконы Богоматери произошло 14 октября 1482 г. До наших дней сохранился только предположительный список явленной Косме иконы, изображающий Божью Матерь по одному из основных типов изображения в русской иконописи «Умиление». Младенец Христос изображён справа, сидящим на руке Богоматери и прижимающийся к её щеке. Одной рукой он трогает подбородок. Ножки младенца Христа скрещены, подошва одной из них развёрнута к зрителю. В ХVII в., вероятно при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву «чудотворный медный литой образ» Пресвятой Богородицы. Согласно сказанию, Яхромский образ был возвращён в обитель в 1685 г., дальнейшая судьба его неизвестна. В кремлёвском Благовещенском соборе сохранилась икона ХIV столетия Богородицы с Младенцем точно такой же иконографии, как и «Яхромская», но с изображением Младенца Иисуса на правой, а не на левой стороне. Современные исследователи полагают, что этот древний образ был родовой святыней либо самого прп. Космы, либо исцелённого «боярина» из знатного рода Секериных. В течение двух веков он хранился в Косминой обители, а в ХVII в. вместе с явленным «чудотворным медным образом» был взят в Москву и остался в царском храме Благовещения. В 140 саженях от монастыря находится колодец, выкопанный по преданию самим прп. Космой.
В 1624 г. монастырю было пожаловано близлежащее село Небылое. Что ещё принадлежало Косьмину монастырю история умалчивает. Известно, что в ХV-ХVII вв. строения Яхромской Косьминой обители были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались. В 1657 г. в обители начал строиться кирпичный собор в честь иконы Успения Пресвятой Богородицы. Царь Алексей Михайлович пожаловал на постройку храма 300 руб и 100 пудов железа. В 1833 г. в южной части здания устроен придел во имя прп. Космы. В ХVII-ХХ вв. в Успенском соборе хранились чудотворная икона Успения и Яхромская икона Божией Матери, а также мощи прп. Космы Яхромского.
Вот как описывал в ХIХ в. современник главную Успенскую церковь обители — каменная о пяти главах. Основной объём по свод вышиной 5 саж., с главами 8 саж. Вся церковь в совокупности с алтарём и трапезной длиной 9 саж., шириной 5 саж. Алтарь и трапеза вышиной по крышу 2 1/2 саж. В соборной церкви окна обыкновенные, числом 17, с закладными рамами, с железными решётками. Стены и своды в основном храме, алтаре и трапезе штукатурены. Пол в алтаре цементный, в церкви из обжельской лещедки. Колокольня каменная, вышиной 8 саж., нижний ярус ее 4-х угольный квадратный, заподлицо с папертью, а верхний 8-ми угольный, кровля куполообразная железная, со шпилем, обложенным железными листами, на котором крест железный. В 1606 г. в Успенском соборе было устроено духовое отопление.
В 1665 г. по просьбе братии митрополитом Сарским и Подонским Павлом был поставлен во игумены Космина монастыря инок Золотниковской пустыни Суздальского уезда Митрофан (будущий святитель Митрофан воронежский). За девять лет его игуменства (1666-1675) Косьмин монастырь превратился в процветающий духовный центр Владимиро-Суздальской земли.
В обители строится тёплый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, Нерукотворного его Образа (взамен ветхого деревянного), и снабжается всей необходимой церковной утварью. В Успенском соборе обновляются святые образа, строятся каменные игуменские кельи, одноэтажные настоятельский и братский корпуса. В 1833 г. с южной стороны в трапезе устроен придел во имя святителя Митрофана, над корпусом игуменских и братских келий надстроен второй этаж.
Снова обратимся к современнику, описавшему Спасский храм — церковь Спаса Нерукотворного Образа — тёплая, каменная, об одной главе, во 2-м этаже престол в честь Нерукотворного Образа, внизу кладовое помещение. Вышиной церковь 5 саж., длиной 8 саж., шириной 4 саж. Окна в ней обыкновенные, в два света числом 17, с закладными рамами. Свод и стены штукатурены. В трапезе накатник и стены такие же, пол деревянный, 2 печи — из простого изразца и железная. Забегая вперёд, стоит сказать, что храм будет закрыт в 1923 г., в связи с закрытием самого монастыря. В 1930-1950-х гг. занята Райисполкомом Небыловского района. В конце 1980-х гг. отреставрирована и использовалась вместе с кельями в качестве сельской музыкальной школы. В 1993 г. возвращена верующим.
Третий храм на территории обители — кирпичная надвратная церковь Николая Чудотворца, построенная в 1694 г. над северными воротами монастыря. Храм несколько раз перестраивался, последний в 1832 г. Цеовь представляет из себя одноглавый четверик с декором в стиле барокко, с алтарём и примыкающим к нему с запада корпусом келий. Под церковью было кладовое помещение. С 1930-х гг. использовалась в гражданских целях. Отреставрирована в 1980-1990-х гг.
На берегу реки Яхрома, где били родники, давным-давно братией монастыря был вырыт пруд и оборудована купальня. В купальню с деревянными полами вели сходни. Монахи разрешали купаться в нём и селянам, и паломникам. От монастыря к огромному пруду шла булыжная дорожка. Сейчас пруд обмелел и зарос. После революции, часть насельников покинула Косьмину обитель из-за отсутствия в монастыре средств к существованию. Другие поселились в окрестностях и вернулись к мирной жизни. Власти оставили в качестве приходского Успенский храм, да и то он закрылся не позже 1930-х гг.
В 1923 г. Свято-Косьмин Яхромский монастырь был закрыт. Здания монастыря были национализированы и переданы Владимирскому Губмузею, вывезшему все предметы, представлявшие какую-либо ценность. После образования в 1935 г. Небыловского района в монастырских постройках разместились различные организации. Храмы обезглавили, разобрали в 1936 г. и колокольню Успенского храма, предварительно сбросив и разбив монастырские колокола. На кирпич пошла и монастырская ограда. Успенский собор переоборудовали под клуб, позже в помещении устроили хлебопекарню и устроили столовую. В Никольском храме находились Госбанк, Сберкасса, отделение милиции с камерой предварительного заключения (КПЗ), в Спасском — Райисполком. В келейном корпусе — ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, в более позднее время — библиотека. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами. К 1963 г., когда был упразднён Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведён к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но старинные монастырские храмы и келии привлекли внимание представителей общественных организаций общества охраны памятников истории и культуры, и в начале 1980-х гг. уже был отреставрирован Успенский собор.
В 1992 г. Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершённой из-за прекращения финансирования реставрации первым был передан РПЦ. В то время на храме ещё не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека. В 1995 г. обитель получила статус монастыря, утверждённый постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 г. Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 г. весь монастырский комплекс был возвращён Владимирской епархии Московского патриархата РПЦ. В 2004-2005 гг. были проведены основные восстановительные работы. Выстроена новая колокольня Успенского собора, на которую, благодаря благотворителям, поднялись новые колокола. Сегодня в монастыре 12 насельников, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон. Есть небольшое подсобное хохяйство, гостиница для паломников.
С сайта: www.lubovbezusl.ucoz.ru/Каталог статей/История/Юрьев-Польский район/Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь с. Небылое

Во Владимиро-Суздальской земле, в далёком ХV веке возникла небольшая монашеская обитель, прославленная Господом деяниями двух Его святых угодников — преподобного Космы Яхромского и игумена Митрофана, знаменитого епископа Воронежского. Небольшой, малоизвестный мужской монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы находится в 40 км от областного города Владимира, недалеко от шоссейной дороги, ведущей из Владимира в древний Юрьев-Польский. Временем основания монастыря, согласно позднему списку Жития преподобного Космы, приянято считать конец ХV века. Однако в первом, среди сохранившихся, историческом документе, относящемся к Косминой обители, сообщается, что между 1464 и 1473 годами великий Московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа «его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку». В грамоте 1477 года назван игумен Пахомий (а не Косма), в грамоте 1500 года — игумен Протасий. Из этого следует, что в 1477 году преподобный Косма, если он был тогда ещё жив, не являлся настоятелем основанной им обители. Возможно, ища безмолвия и молитвы, он либо переселился в пустынную лесную келью, либо остался в монастыре простым монахом. Подобные примеры в жизни основателей монастырей не единичны. Однако не исключено и другое предположение: Косма, ставший первым игуменом своего монастыря, преставился до 1477 года. Преподобного, видимо, уже не было в живых в тот период, когда великий князь выменивал у митрополита его «Небылую деревеньку у Кузьмина монастыря». Обитель, возникшая на земле Московского митрополита, первоначально могла быть митрополичьей, а затем находилась под покровительством великого Московского князя.
В Житии преподобного Космы Яхромского, составленном суздальским агиографом Григорием в середине ХVI века и сохранившемся в нескольких списках ХVI-ХVIII веков, содержится мало исторических сведений. Возможно, это является косвенным подтверждением предположения, что преподобный Косма, основав обитель, по своему глубокому смирению и любви к безмолвию, избегая мирской славы и попечения о земном, не принял игуменства и его всецело посвященная Господу жизнь не имела внешне видимых деяний. В середине ХVI столетия в монастыре, вероятно, не было не летописи, ни записей о почитании его основателя — иначе эти материалы были бы непременно использованы составителем Жития преподобного Космы. Представляется, что в то время братия этой маленькой, скрытой в лесах обители, сохраняя неписанные заветы местночтимого святого-основателя, жила тихой молитвенной жизнью. В ХVIII столетии Житие преподобного Космы было вновь переписано. Следуя исторической традиции своего времени, составители сочли необходимым восполнить отсутствующие в ранних списках Жития, а также в сохранившихся исторических документах, сведения и даты. В ХIХ веке на основе этого списка, хранившегося в монастыре, было составлено печатное Житие. По преданию, изложенному в этом Житии, инок Косма был сыном некоего боярина, жившего в «пределах владимирских». По неизвестной причине, возможно, из-за обеднения отца будущего Святого (боярина или дворянина — так он называется в поздних списках Жития) отрок был отдан на воспитание одному господину — «соседу-помещику». По преданию, господин был родом «из бояр Секериных» и жил близ села Рожнова в селе Зернове (современное Зернево, которое находится в 7,5 км от основанного впоследствии Космою монастыря).
В Житии рассказывается, что будущий инок путешествовал со своим господином, искавшим исцеления от болезни. Однажды летним днём путешественники остановились для отдыха на берегу речки Яхрени (Яхромы), и здесь богоизбранному отроку явилась на дереве икона Пресвятой Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. Отрок же ушёл в Киево-Печёрский монастырь, где принял постриг. Через известный одному Господу срок он возратился в родные края и на месте явления ему иконы Божией Матери основал монастырь во имя Её Успения. Матерь Божия, многократно являвшаяся в земле Русской, посетила и это тихое, Богом избранное место. Под Её благодатным Покровом монастырь существовал более четырёх столетий, просвещая словом Божиим окрестные селения, устами скромных иноков вознося сердечные молитвы Господу о спасении мира. Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитался в монастыре в двух Её иконах — Успения и Богородицы «Яхромской» (правильное название — «Яхренская», происходящее от названия реки Яхрень). Древние монастырские святыни привлекали внимание духовных владык и царей.
В ХVII веке, вероятно, при царе Алексее Михайловиче, из Космина монастыря был взят в Москву «чудотворный медный литой» образ Пресвятой Богородицы. Сказание о нём было внесено в рукописный сборник, составленный сторожем Благовещенского собора в Московском Кремле Семёном Моховиковым в 1714-1716 годах. В том Сказании, основанном на Житии преподобного Космы и событиях, связанных с принесением в Кремль святыни Космина монастыря, назван тот год и день явления чудотворной иконы, который в ХVIII-ХIХ веках праздновался в обители. В этот исторический период «Яхромской» («Яхренской») назывались два изображения Божией Матери — икона Успения и образ Богородицы с младенцем Христом на руках. Какое было изображение Божией Матери на явленном чудотворном «медном литом» образе — неизвестно. В позднее время в монастыре праздновали явление преподобному Косме иконы Успения (девятая пятница по Пасхе) и явление ему «Яхренской» иконы (14 октября по старому стилю).
Из книги: Святыни земли Вдадимирской. «Свято-Успенский Космин монастырь в селе Небылое. История и современность». — Издательство Свято-Успенского Космина монастыря, 2005

В годы революции и советской власти судьба Косминой обители мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. По воспоминаниям местных жителей, часть послушников покинула монастырь ещё в 1918 году, видимо, из-за отсутствия в обители средств к существованию. Некоторые из них остались в окрестностях и вернулись к мирской жизни. Жители близлежащих сёл помнят их, людей высокой нравственности, работящих. Закрыт монастырь был в 1923 году. Ограду монастыря, высокую, добротной кладки, из хорошего кирпича, местные жители разбирали не один год. Кирпич брали на печи, фундаменты и другие постройки все «кому было надо». В ограде монастыря в то время имелось два сада и монастырский дом в два этажа. Дом долгое время занимали несколько семей, в 1960-е годы он был разрушен. Ниже по склону, за Успенским собором, ещё сохранялось монастырское кладбище, после революции на нём иногда хоронили селян. Потом кладбище было осквернено, разрушено и застроено домами. Некоторые из небыловских старожилов помнят, как мальчишками делали пепельницы из найденных на огородах человеческих черепов.
Монастырский комплекс, подобно другим закрытым монастырям, активно приспосабливали под нужды новой власти. «Владение» было «национализировано» и передано Владимирскому Губмузею. Эта организация, вывезя из монастыря все представлявшие какую-либо ценность предметы, оставила его «на условиях аренды», а фактически на произвол местных властей. Успенский и Спасский храмы были переданы «в аренду общины верующих». До какого времени в нём совершалась Божественная Литургия, пока не выяснено, скорее всего, не далее 1930-х гг. Неизвестна также судьба «церковных служителей культа», подвизавшихся здесь священников Софрония и Анатолия и послушника Матвея. После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились Госбанк, сберкасса, отделение милиции и КПЗ (камера предварительного заключения). В Спасском — райисполком со всеми его отделами. В келейном корпусе — ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, затем библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, потом — столовая и пекарня. По рассказам местных жителей, столовая вечером превращалась в настоящий кабак. Старики вспоминают, как в 1936 году снимали и разбивали колокола: «Разбивали их небыловские мужики… колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали». Позже была разрушена и сама колокольня, также были снесены главы, венчавшие храмы обители. К 1963 году, когда упразднили Небыловский район, монастырский комплекс был настолько «приведён к гражданскому виду», что казалось невозможным хотя бы отчасти восстановить его первоначальную красоту. Многочисленные «хозяева» — организации-квартиранты — пробивали и закладывали оконные и дверные проёмы, пристраивали чуланы и кладовки, в результате древняя архитектура была разрушена настолько, что монастырю грозило полное исчезновение.
Древний Успенский собор стал, видимо, уже непригоден к дальнейшему использованию под столовую, и в нём разместили склад. В это время монастырский комплекс, имевший статус архитектурного памятника государственного значения, привлёк к себе внимание органов охраны памятников культуры. В 1958-1961 годах, силами сотрудников Владимирской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, началась реставрация Успенского собора. При этом рассматривали даже вариант восстановления его пятиглавия. Нужно по достоинству и с большой благодарностью оценить труд реставраторов — архитекторов и строителей, людей неравнодушных к своей национальной культуре, благодаря которым древний храм был тогда спасён от разрушения. Однако вскоре наступило очередное гонение на Церковь. Все реставрационные работы в Космина монастыре были свёрнуты. Реставрация внешнего вида Успенского собора закончилась только в начале 1980-х годов. Если бы другие монастырские здания в то время не использовались администрацией села, они погибли бы безвозвратно. Некоторые учреждения получили возможность переехать в выстроенные для них в селе отдельные здания, и в монастырских помещениях некоторое время поселяли не имеющих жилья людей. Так продолжалось до утверждения в 1982 года проекта «приспособления церкви Спаса, Никольской и корпуса братских келий под музыкальную школу, взрослую и детскую библиотеки», представленного позже на конкурс Союза архитекторов России. Проект, предусматривавший восстановление первоначального вида храмов, был принят, но приведён в исполнение только в 1988-1991 годах.
Реставраторы, восстановившие Космин монастырь, спасли его от исчезновения. Для Марии Михайловны Субботиной, архитектора проекта, реставрация этого древнего комплекса стала поистине делом жизни. Благодаря их трудам и решениям советской власти тех лет, направленным на сохранение национального достояния и памятников культуры, Владимирская епархия получила впоследствии монастырский комплекс, пригодный для богослужения и проживания насельников вновь открытого монастыря. В 1992 году Никольский храм Косминой обители после законченной (но не завершённой из-за прекращения финансирования) реставрации первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме ещё не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека. Свершилось это великое событие былагодаря нескольким матерям и сёстрам во Христе, простым жительницам села, собравшим подписи под коллективным письмом о создании Небыловского церковного прихода и добившимся того, чтобы их услышали влась имущие. Монашеская жизнь в Косминой обители началась в 1994 году при иеромонахе Александре (Петрове), когда Космина обитель получила статус подворья владимирского Богородице-Рождественского монастыря.
В 1995 году обители был присвоен на епархиальном уровне статус монастыря, что и было утверждено постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 года. В ноябре 1996 года весь монастырский комплекс был возвращён Вдадимирской епархии. С этого времени в монастыре были проведены большие ремонтно-восстановительные работы. В 2004 году Никольский храм увенчала новая глава с позолоченным крестом, над трапезной Успенской церкви возведена колокольня. К 2005 году на основании Описи 1671 года восстановлен иконостас церкви Нерукотворного Образа Спаса, над трапезной частью восстановлен храм во имя святителя Митрофана. Чуть позже была возведена заново ограда вокруг монастыря и благоустроена территория.
Из книги: Святыни земли Владимирской. «Свято-Успенский Космин монастырь в селе Небылое. История и современность». — Издательство Свято-Успенского Космина монастыря, 2005

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?