«С пуантов [Анна] ПАВЛОВА вообще спускалась не когда могла, а когда хотела. Танцуя на пальцах, она плыла на них, даже без аккомпанемента оркестра и притом совершенно неслышно.
Розовая танцевальная атласная туфелька, с виду такая легкая, в действительности состоит из трех-четырех крепких кожаных и полотняных пластов, связанных между собою крепким клеем, которым прослоен и самый носок, «пятачок» пуанта. Это служит большой поддержкой даже очень технически сильным танцовщицам.
Анна Павлова с танцевальными шоссонами обращалась особо: она размачивала клей носка, выдирала условные три-четыре пласта, всю обувь лично подштопывала толстыми нитками и, так сказать, «чувствовала» пол непосредственно. Это, быть может, предотвратило ее от, к сожалению, столь частых несчастных случаев, но легко можно себе представить значение истинной, непоказной техники, когда весь вес тела, хотя бы и в 44 кило (ее действительный во время тренинга вес), покоится только на силе мускулов икр, щиколотки и самих пальцев. Слепок ножки Павловой в позиции «на пальцах» служит достаточным этому доказательством».
Наталья Труханова. Из мемуаров «Огни рампы».
На фото: А. П. Павлова (1881—1931). 1920-е.
Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 31.08.2022.