Нарым. Собор Воздвижения Креста Господня.

История градонарымского Крестовоздвиженского собора также уходит корнями в XVII век. Шатровая деревянная Крестовоздвиженская церковь находилась далеко от центра Нарыма, в так называемой Камчатской слободе за Безымянной протокой. Таким образом город распадался на две части, и наличие в каждой из них храма превращало их в самостоятельные крепости. После пожара, опустошившего Камчатку, было решено отстроить Крестовоздвиженскую церковь в центре Нарыма. Новый храм с приделами в честь Успения Божьей Матери и Николая Чудотворца был освящен в 1766 году. Храм простоял почти полвека и начал ветшать. В 1817 году состоялась закладка каменного собора. Строительство осуществлялось на средства прихожан и купца Алексея Семеновича Родюкова и к 1823 году было завершено. Собор имел три престола: во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня размещался в холодной церкви, а в теплых приделах справа был престол, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы, слева – во имя Святителя и Чудотворца Николая.
С 1831 года Крестовоздвиженский собор становится главным храмом Нарыма, хранилищем реликвий. Гордостью собора была икона Знамение Абалацкой Божьей Матери в драгоценном окладе – главная святыня Нарымского края. Тут же хранилось напрестольное Евангелие 1717 года в драгоценном окладе, дароносица, два потира, пожертвованные купцами Богдановым и Родюковыми кресты, знамена и регалии Нарымских казаков. Престол собора был кован из серебра.
К Крестовоздвиженскому собору были приписаны 3 церкви: две в Нарыме и одна в селе Алатаевом. При храме имелась женская церковно-приходская школа, открытая в 1894 году, двухклассное приходское училище Министерства Народного Просвещения, открытое в 1911 году, приходские школы, существовавшие с 1896 года в пос. Ильиной, Алатаевой, Городище, а с 1898 года – в Луговской.
При церкви имелась библиотека с 3 351 книгой, в соборе хранились копии метрических книг и исповедных росписей с 1788 года. На средства А.Д. Родюкова в прихрамовом сквере была устроена летняя читальня, где грамотные нарымчане могли получить доступ к книгам.
Штат церкви менялся – сперва в нем числилось 2 священника, дьякон и псаломщик, а позднее – 2 священника и 2 псаломщика. Собор имел не только усадебную землю с прицерковным погостом — более 1 га, но и более 11 га пахотной и 132 га сенокосной земли. Ежегодные кружечные сборы составляли примерно 1 000 рублей ежегодно, накопленные капиталы на сумму более 4000 рублей помещались в различные банки. Причт проживал в специально построенных домах, причем далеко не всегда это жилье было в хорошем состоянии, Клировые ведомости отмечают ветхость жилья, в том числе и главного священника. Священнику полагалось жалование по 300 рублей в год, псаломщикам – по 100, также доплаты от кружечных сборов. Главный священник имел дополнительное жалование за исполнение обязанности законоучителя и от Благочиния (за исправление должности) выходило примерно 1 тысяча рублей ежегодно. Доходы второго священника и псаломщиков были меньше.
Судьба Крестовоздвиженского собора похожа на судьбы других церквей России: гонения на религию, закрытие в 1930 году. Перед войной собор разобрали, территорию застроили.
http://museum.fondpotanin.ru/projects/9448847/diary/9913720

В XVII и XVIII веках вид Нарыма был следующим: семь башен, церковь, несколько домов в самом остроге, небольшой посад. К кон. XIX в. в Нарыме находилось три церкви. На берегу протоки стоял Спасский собор, построенный на месте деревянного, тоже Спасского, в 1770 г. и закрытого в 1831 г. «по неимению прихожан». В 1770-е гг. была возведена Петропавловская кладбищенская церковь, затем дважды — в 1844 и 1893 гг. — она перестраивалась, но так и не была доведена до конца. В 1817-1827 гг. на средства купца А.С. Родюкова вместо деревянной церкви был построен каменный Крестовоздвиженский собор. Именно в нём, по свидетельству В.П. Семёнова-Тян-Шанского, находилась старинная, почитаемая местным населением икона Абалакской Божьей Матери.
Журнал «Бюллетень Томско-Нарымского союза потребительских обществ», губернский кооп. журнал, 1922-1925.

Нарымский собор, Крестовоздвиженский. Год постройки: 1823. Наименование приделов: в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Кирпичное здание церкви имеет традиционную объемно-планировочную структуру. Центральный объем перекрыт сводом. Над западным входом расположена восьмигранная колокольня, покрытая шатровой крышей и завершенная шпилем. Архитектурный стиль классицизм.
Церковь была построена на средства прихожан и купца Алексея Семеновича Родюкова в 1817-1827 году. Состав прихода: г. Нарым, деревни Кузьмина в 2 в., Луговская – 4 в., Калинакская – 7 в., Алатаевская – 13 в., Городищенская – 7 в., Ново-Крещенова – 15 в., Илина – 30 в.; юрты Ласкины – 26 в., Чиряевы – 15 в., Пыжины – 23 в., Тюктеревы [Тюхтеревы] – 13 в. Прихожан об. п. – 3381 душа (1914 г.).
Приписные церкви две в г. Нарыме: 1) каменная двухпрестольная во имя Покрова Пресвятые Богородицы и во имя Святителя Василия Великого, построенная в 1788 г., закрыта по распор. Епархиального начальства в 1883 г.; 2) кладбищенская, деревянная однопрестольная, во имя Св. Первоперховных Апостолов Петра и Павла, заново перестроена в 1893 г. К церкви приписан также молитвенный дом в дер. Алатаевой (построен в 1902 г.). В г. Нарыме существует женская церковно-приходская школа (с 1894 г.); в д. Алатаевой (с 1896 г.) и Ильиной – церковно-приходские школы; в д. Городищенской (с 1896 г.), в д. Луговской (с 1898 г.), Ильиной (с 1896 г.) – церковные школы грамоты; церковь-школа в дер. Илиной (с 1905 г.). В приходе имелось церковно-приходское попечительство с 1896 г.
Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914.Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская Голгофа, http://providenie.narod.ru/0001070.htmlhttp://старинныехрамы.рф/temples/vozdvizheniya-chestnogo-zhivotvoryacshego-kresta-gospodnya-narym-1823/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?