Наряд казаков-некрасовцев.

Наряд казаков-некрасовцев.

В XVIII в. под предводительством атамана Игната Некрасова группа казаков-старообрядцев покинула Россию в поисках убежища от религиозного и политического преследования. Потомки их — казаки-некрасовцы жили в основном в Румынии и позже в Турции. В XX в. несколькими партиями (в 1912, 1914 и 1962 гг.) казаки-некрасовцы вернулись на родину.
В XIX в. основу традиционного мужского костюма составляли домотканые штаны и рубаха.
Рубаха была туникообразной, с прямым разрезом спереди, без воротника, с длинными прямыми рукавами, присборенными у кистей. Её верхняя часть имела подкладку, а рукава шились с ластовицами и прямоугольными вставками. Манжеты и подол окаймлялись красной лентой — кырмызом, также горловину рубахи (ошейник) и подол могли обшивать витой тесьмой (гайтаном). Праздничные рубахи украшались вышивкой на груди (воротная рубаха) или груди, рукавах и подоле (круговная рубаха).
Вышитые элементы были отличительной чертой праздничной одежды. Традиции вышивки некрасовцев нашли отражение в языке, названия у видов швов: витучий, откидушка, свозинка, стебковой, строчковой. Узоры вышивки называли: вилюжка, кивилюшки, косинка, крестовник, кувшинник, лапки, лист с рогачом, орепюшек, утки.
Штаны изготавливали из неотбеленного холста летом и шерстяной ткани зимой. Покрой их включал расширяющие вставки, такие же, как и у донских казаков. Снизу штаны могли подшивать тканью другого, контрастного цвета (например, у красных штанов могли быть синие запязи — отделка). Будничные штаны отличались от праздничных цветом, а также тем, что у праздничных клинья сшивались узорным швом. Красные (кырмызовые) штаны предназначались для праздника, а синие (киндячные) для будних дней. Для экономии дорогого материала казаки могли шить верхнюю (скрытую рубахой) часть штанов из более дешевой белой материи. Как и русские, некрасовцы носили рубаху поверх штанов.
Головной убор у некрасовцев, как и у донцов, представлял собой папаху (барачью шапку), а в конце XIX в. — соломенную шляпу.
У некрасовцев было три типа мужской верхней одежды: шуба, бешмет и чекмень.
Бешмет — одежда прямого покроя со стоячим воротником, длинными, узкими рукавами и подкладкой из меха или ткани, иногда с вырезами на бедрах. Это стеганый шелковый или полушелковый полукафтан красного или желтого цвета, иногда с черными полосами. Такой тип мужской верхней одежды некрасовцы, вероятно, привезли с Дона, поскольку был распространен и у казаков.
Чекмень — кафтан из шерстяной ткани кустарного производства, обычно черный. Он был распространен у донских казаков и стал частью казачьего военного костюма XIX в.
Пояс был важной частью костюма старообрядцев. Донские казаки носили иногда турецкие шелковые пояса. У некрасовцев, бежавших с Дона в Турцию, был тот же тип пояса, именовавшийся трубулус. Кроме него они носили два других типа поясов: вушкар (шнурок или матерчатый пояс у штанов) и черес (матерчатый пояс с карманом для ношения денег). Оба эти пояса были известны донским казакам и имеют такие же названия в донских говорах.

Использована статья: Власкина Н. А. Костюм казаков-некрасовцев в XIX-XX вв.: историко-культурные связи и условия трансформации. 2021.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?