Нарвские Триумфальные ворота — грандиозный памятник архитектуры, воздвигнутый в честь героев войны 1812 г., сражавшихся с армией Наполеона. Это несомненное украшение Санкт-Петербурга представляет собой художественную и историческую ценность. Помпезные и величественные ворота создают яркий контраст с городским шумом и отражают изысканную красоту искусства ампир. Памятник внесен в «Единый госреестр объектов культурного наследия России” и уже почти 200 лет заставляет любоваться и восхищаться своим величием и красотой многие поколения петербуржцев и гостей города. Достопримечательность находится вблизи метро, поэтому каждый желающий, оказавшийся неподалеку, имеет возможность насладиться ее монументальным обликом…
История создания предшественника
Первые Нарвские ворота возникли в 1814 г., когда в Санкт-Петербург пришло известие — русские войска вторглись в Париж. Сенат устроил совещание, на котором предложили установить в честь встречи войск новые триумфальные ворота на Петергофской дороге.
За разработку проекта взялся архитектор, один из основоположников русского ампира, академик Императорской Академии художеств В. П. Стасов, но воплотить его замысел в реальность до прибытия армии было невозможно. Поэтому остановились на более простом варианте — обновить живописью и элементами декора расположенные около Калинкина моста ворота. За эту работу взялся итальянский архитектор Д. Кваренги, и к концу июля строительство завершилось. Заняло оно всего лишь месяц.
Деревянные ворота с однопролетной аркой венчались статуей древнегреческой богини Ники в колеснице, а также изваяниями римских воинов (автор композиции — известный скульптор и рисовальщик И. И. Теребенев). Это название они получили благодаря месту расположения в начале пути на Нарву. По бокам соорудили четыре трибуны для простых жителей, а для царской четы соорудили индивидуальную галерею. По обочине дороги обустроили место, где народ смог бы с ликованием встретить героев.
Интересный факт
На столбах строения позолотой выгравирована надпись «Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества».
Возведение нового памятника
Однако дерево быстро приходит в негодность. Арка продержалась 10 лет, а затем обветшала и стала попросту опасной для прохожих. На этом ее судьба могла бы быть закончена, но на помощь пришел генерал-губернатор М. А. Милорадович, участвовавший в Отечественной войне. Он убедил Николая I соорудить новую постройку из камня чуть южнее, у реки Таракановки. Основой для проекта послужило предыдущее творение Кваренги, а в качестве архитектора назначили В. Стасова.
В 1827 г., в 15-ю годовщину Бородинской битвы, вырыли котлован, и началась закладка. На торжественном мероприятии присутствовало более 9000 военных, награжденных за подвиги в войне 1812 г.
На дно котлована в форме креста выложили 11 символических камней, в том числе и с выгравированными золотом именами царской семьи. Один был с серебряным именем архитектора Стасова. Сверху расположили золотые монеты, а также георгиевские, кульмские кресты и медали, и закрыли памятной доской.
По проекту Стасова, планировалось создать более широкую версию памятника и дополнить его большим количеством декоративных элементов. Для основательного укрепления фундамента, которого требовала почва, вбили более 1000 свай длиной превыше 8 метров и шириной до 1,5 метра. Скреплены они были каменными, гранитными и тосненскими плитами.
По завершению работ над фундаментом в процессе строительства возникла пауза, продлившаяся три года – возникли разногласия, какой же выбрать материал. Предлагали сибирский и олонецкий мрамор, оставшийся со времен возведения Исаакиевского собора. Литейный завод Д. Шепелева предложил чугун собственного производства, однако Стасов решил взять в качестве основного материала кирпич и украсить его медными пластинами. Свою точку зрения он обосновал прочностью своеобразной «одежды» и тем, что этот материал лучше всего подходит климату Санкт-Петербурга. Он выживет и в мороз, и в оттепель, а, кроме того, покроется «самородною краскою приятного цвета». В конце концов, архитектор убедил Николая I в правильности своего решения.
Строительство возобновилось в 1830 г. — тогда же снесли триумфальные ворота, созданные Кваренги. Своеобразную технологию, предложенную Стасовым, не использовали ни до, ни после, и именно она придала покрытию необычайно благородный оттенок. В возведении памятника участвовало свыше 2500 рабочих, которые создали основу из более чем 500 000 кирпичей. Покрытие состояло из медных пластин толщиной около 5 мм. и общим весом в 90 тонн.
Дело шло быстро: в первые дни июля соорудили 6-метровый правый пилон и 2-метровый левый, а закладку кирпичной основы завершили к осени. Созданием элементов облицовки занялся Александровский чугунолитейный завод. Там же изготовили медные скульптуры и надписи из рельефных золоченых букв. В конце 1831 г. детали декора доставили в Зимний дворец.
Но в начале следующего года — 2 января — случился пожар, надолго отдаливший работу от финала. Дело в том, что для формирования облицовки в холодную зиму над постройкой соорудили огромный деревянный шатер, под которым располагались кузница и печи. Пренебрежение техникой безопасности спровоцировало поток пламени, в котором сгинули служебные постройки и строительные леса. Попытка потушить пожар обернулась дополнительной неудачей — контакт холодной воды с раскаленным гранитом стал причиной большого количества трещин.
Виновником посчитали литейный завод и назначили штраф в 20 000 рублей. Однако член комитета по строительству триумфальных ворот А. Н. Оленин выразил мнение, что пожар сыграл и положительную роль — кирпичная кладка высохла во много раз быстрее.
Устранить причиненные огнем повреждения смогли только к весне 1832 г.
К концу сентября 1833 г. Нарвские триумфальные ворота были завершены. Стасов представил свое творение на суд комиссии, которая осталась в восторге от качества сооружения.
Интересный факт
Итоговая стоимость всех проделанных работ составила 1 110 000 рублей.
Нарвские ворота стали действительно грандиозными и соответствовали всем принципам классицизма — строгость, простота, но и торжественность. Они возвышаются над землей на 23 м., а в ширину достигают 28-м. Арочный проем занимает 8 м., а свод устремляется ввысь на 15 м. Из меди была создана новая колесница с шестеркой коней и фигурой Ники, голову которой украшал лавровый венок, а в руке богиня держала пальмовый лист. Они служили символом благородной победы над злым врагом и наступившего для честного народа мира.
Величественным дополнением, заменивших римских воинов, стали четыре изваяния богатырей Древней Руси. В тимпанах парили крылатые Славы, а над колоннами разместились восемь фигур Гениев Победы, вооруженных копьями,держащих венки, пальмовые ветви и трубы. Сооружение увековечило память о великой победе в прошедшей войне: на западном фасаде размещены гвардейские кавалерийские полки, на восточном — войска пехотинцев, а по краям фронтов обозначены масштабные сражения.
Открытие состоялось 17 августа 1834 г.. Дата была выбрана неспроста — в этот день праздновалась 21 годовщина Кульмской битвы. На церемонии собрались петербуржцы всех сословий, включая царскую фамилию. Создание новых ворот стало действительно значимым событием, о котором говорил народ и писали газеты, была выпущена специальная бронзовая монета.
Интересный факт
Благодаря мистической картине П. Филонова, посвященной Нарвским воротам, возникла легенда о неком колдуне, живущем над аркой…
Сразу по завершению строительства по настоянию Стасова пространство вокруг Нарвских ворот засыпали песком и разровняли. С течением времени образовалась площадь, подчеркивающая доминанту величественного строения. Высоту рассчитали для полной защиты от наводнений, а необходимый уровень установили по подъему воды во время бедствия 1824 г.
Непростая судьба Нарвских ворот
Памятник разделил нелегкую судьбу своего отечества. Спустя время выяснилось, что хваленый сплав меди оказался уязвим для ржавчины, и пораженное покрытие в конце 1900-х обновили. Тогда это казалось разумным решением, но совмещение различного типа металлов только ускорило коррозию.
В революционном 1917 г. памятник пережил поджог, произошедший по ошибке. Во внутреннем пространстве памятника, предусмотренном для музея, располагался архив Городской думы. Рабочие и солдаты считали, что внутри находятся полицейские документы, и решили их уничтожить. Находившийся на посту сторож не смог переубедить разгневанную толпу, и люди разожгли костры. Огонь охватил помещение архива, а вскоре и саму арку. Бедствие не удалось пережить даже бронзовым украшениям.
Через год Нарвская площадь обрела новое имя — площадь Стачек в память о событиях 1905 г. Именно тогда Нарвские ворота засвидетельствовали одну из самых трагичных страниц истории России, известную как «кровавое воскресение».
Начавшуюся реставрацию, проводимую в 1924 г. прервала Великая Отечественная война. В эти годы сооружение значительно пострадало от обстрелов и авиабомб — только учтенные разрушения достигают 2000 повреждений. Тем не менее Нарвские ворота вновь приветствовали победителей.
Послевоенная реставрация длилась с 1949-1951 гг.: в этот период устранили повреждения, вызванные взрывами. Заменили ступени крыльца, очистили поверхности и восстановили «патиновый» окрас, обновили каркас аттика и ордер, позолотили буквы памятных надписей. В течение трех лет отреставрировали кровлю и чугунные лестницы, по сохранившимся рисунками воссоздали утраченные детали медных скульптур и орнаментов, отремонтировали скульптуры.
Регулярные восстановительные процедуры проходили в 1978-1980 гг. (в течение этих лет проложили подземный переход, которым жители города пользуются до сих пор) и в 2002-2003 гг. Последнюю реставрацию приурочили к 300-летию Санкт-Петербурга, когда Нарвским триумфальным воротам вернули их первоначальный ярко-зеленый цвет.
Музей-памятник
Нарвские триумфальные ворота – это не только символ великой победы, но и необычный мини-музей, открытый в 1987 г. Здесь представлены многочисленные атрибуты Отечественной войны 1812 г.. Интересно, что внутреннее пространство строения (три этажа и подвал) предназначалось для музея еще по задумке В. Стасова. Но тогда с его предложением не согласились и решили устроить в созданном пространстве казарму солдатской заставы, проверяющей людей, въезжающих Петербург со стороны Нарвы. В дальнейшем помещение отдали под городской архив.
Вход в Музей воинской славы расположен внутри, под самой аркой, с левой стороны находится касса. В верхний зал ведут две достаточно узкие винтовые лестницы. В музее регулярно проводятся временные выставки и экскурсии на военную тематику, в том числе и мероприятия для детей. Основное направление музея – история Петербурга в годы Отечественной, Гражданской и Второй Мировой войны. Туристы увидят здесь старинные картины, оригинальные фотографии и скульптурные композиции.