Освящён в 1896. После Великой Отечественной войны единственный уцелевший православный храм города (из 11 существовавших). Отремонтирован, действует.
В 1896 г. в Кренгольмской мануфактуре был освящен один из самых интересных заводских храмов. На этой фабрике работало 5 тыс. рабочих, а население города насчитывало более 8 тысяч человек, из которых более половины стали прихожанами нового православного храма. Автором проекта был заводской архитектор П.В. Алиш. Им была взята за основу конкурсная композиция А.О. Томишко. Согласно заданию, увеличились размеры, упростился купол, храм был поднят на высоком подклете. При значительном изменении деталей проект сохранял преемственность с решением Томишко. Круглый центральный купол покрывает сооружение, имеющее в плане греческий крест. Кладка двухцветная кирпичная, в византийском стиле. Внутреннее пространство церкви очень светло, чему способствуют множество окон, прорезанных в центральном куполе и большие окна в стенах. В церкви было устроено три придела – главный во имя Воскресения Христова, два боковых – бессребренников Косьмы и Домиана и Всех Святых. Для заводского городка храм стал настоящей доминантой среди невысокой застройки: его высота достигала 40 м. На освящении присутствовали император Александр III и императрица Мария Федоровна.
По книге Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект 2003», «Лики России». 2005.
Собор построен на средства Кренгольмской мануфактуры в 1890-1896 гг. для рабочих православного вероисповедания. Работа талантливого архитектора Павла Васильевича Алиша, по проекту которого с 1888 по 1897 год были построены все здания Кренгольма. Торжественная закладка храма была совершена 5 августа 1890 года в присутствии императора Александра III и членов царской семьи. Первый камень в фундамент положил сам Александр III. Автор проекта и руководитель работ — архитектор П. Алиш. Церковь, построенная в византийском стиле, имеет высоту 40 метров и вмещает до двух тысяч человек. Ее стены и купол, сложенные из местного кирпича, покоятся на гранитном цоколе, привезенном из Финляндии. Уникален резной золочёный трёхъярусный иконостас работы В. Астафьева. Иконы для него были написаны в московской мастерской М. Дикарева и представляют собой прекрасный образец поздней древнерусской иконописи. Среди икон собора — три чудотворных образа.
Источник: http://korobeyniki.narod.ru/narva/sobor.htm
Дело о строительстве Воскресенского собора берёт свое начало ещё с апреля 1873 года, когда по указу Его Императорского Величества Правительствующий Синод заслушал доклад обер-прокурора от 2 марта, из которого явствовало, что через товарища министра внутренних дел эстляндский губернатор предложил построить православную церковь близ Нарвы для рабочих Кренгольма, поскольку из 10 000 рабочих почти половина православных. 28 февраля 1874 г. последовал указ Его Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода преосвященному Вениамину, епископу Рижскому и Митавскому. Смысл его заключался в том, что Св. Синод не видит никаких препятствий для сооружения храма на условиях, предложенных эстляндским губернатором (от правительства разрешено собирать по 2 коп. с рубля с жалованья каждого рабочего).
Однако отношения между правлением Кренгольма и эстляндским губернатором были довольно натянутые. Правлению, видимо, удалось склонить на свою сторону прибалтийского генерал-губернатора. Во всяком случае, ссылаясь на мнение последнего и на возражения управления, Св. Синод в декабре 1874 г. попросил эстляндского губернатора отложить постройку храма «до приискания средств». Главная заслуга в том, что на Кренгольме все-таки появилась православная церковь, принадлежит новому эстляндскому губернатору кн. Сергею Владимировичу Шаховскому, ревнителю о православии на эстонской земле. 2 сентября 1889 г. он направил управляющему Кренгольмской мануфактуры Ю.А. Андре письмо, где в мягкой и одновременно настойчивой форме предлагал соорудить храм для православных рабочих Кренгольма.
Закладка храма была совершена 5 августа 1890 г. Её приурочили к визиту в Нарву императора Александра III, который провел здесь официальную встречу с германским императором Вильгельмом II. Воскресенье 5 августа 1890 г. — канун праздника Преображения Господня началось с литургии в главном нарвском храме — Спасо-Преображенском соборе. После молебна Александр III лично положил первый камень будущего храма, ударив по нему три раза молотком. Место закладки окропили святой водой, после чего Государь Император осмотрел планы постройки храма. 17 ноября 1896 г., в 8 утра состоялось водосвятие, в 9 ударил благовест. Началось освящение главного престола, а затем и всего храма. После этого архиепископ Рижский и Митавский Арсений совершил первую в новоосвящённом храме литургию. Боковые приделы освящены в 1897 г. в честь Всех Святых и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
К 1901 году 74 % прихожан храма составляли крестьяне, работавшие на фабриках. Лета спокойствия и благополучия закончились для Воскресенской церкви с приходом в Эстонию и Нарву советской власти в 1940 г. и вскоре последовавшей за тем фашистской оккупации. Во время войны храм действовал, окормляя духовно страждущих нарвитян. Тогда служили преимущественно в нижнем храме. В Воскресенском храме, как в единственном уцелевшем здании в городе, некоторое время размещался госпиталь. Ударной волной была снесена крыша, выбиты окна и часть металлических рам, двери; в северной стене имелась сквозная пробоина от снаряда, который, попав в левый придел, тем не менее не разорвался; сильно пострадали юго-восточный и юго-западный порталы, осколками и пулями были испещрены стены. Разоренными оказались все алтари.
Проект Воскресенского храма составил Павел Васильевич Алиш, архитектор Кренгольма. Воздвигаемая П. Алишем церковь разительно отличалась от всех храмов, существовавших доселе в Нарве. К сегодняшнему дню архитектурные особенности храма во многом перечеркнуты неудачной застройкой района в 50-60-е г.г XX в. Целью советских архитекторов, несомненно, было желание скрыть подальше от глаз храм Божий, отодвинуть его на задворки истории как реликт, не заслуживающий внимания. Совершенно обратный ход мысли, по-видимому, был у П. Алиша. Храм далеко не случайно был размещен у полотна железной дороги. Вид города из окна вагона в то время, с точки зрения эстетики, был не менее важен, чем вид с реки или обычной дороги.
Во второй половине XIX в. при выборе места для храма акцент делался прежде всего на то, чтобы здание просматривалось как цельный комплекс — от фундамента до кончика креста, в противовес храмам средневековой Нарвы, способным выражать религиозную идею лишь верхней своей частью или только шпилем. Все основополагающие документы указывают, что храм строился в византийском или даже «строго византийском» стиле. Интересной особенностью Воскресенского собора являются четыре портала, обращенные на северо-восток, юго-запад и северо-запад. В них разместились мозаичные образы: св. Александра Невского, бессребреников Косьмы и Дамиана, Богородицы Всех Скорбящих Радость и Николая Чудотворца. Согласно первоначальному замыслу, порталы выполняли роль дополнительных входов в храм, о чем свидетельствуют сегодня гранитные ступени и двери. Позднее эти входы в целях безопасности были заложены. Из притвора с левой стороны металлическая лестница в 43 ступеньки с коваными перилами вела в ризницу. Сейчас здесь располагаются швейные мастерские собора, где изготавливается облачение для священнослужителей и церковная утварь. Аналогичная лестница со 124 ступенями в правой части притвора ведет на хоры и далее на колокольню. Последний пролет лестницы, ведущей на звонницу, выполнен в виде узкого винта, который заканчивается массивным люком. На звоннице три больших и пять малых колоколов. Главный колокол с изображением Спасителя весит 2053,8 кг, средний с изображением Богородицы — 875,5 кг, малый с изображением Николая Чудотворца — 419,9 кг. Надписи на колоколах гласят о том, что они отлиты Гатчинским заводом для Кренгольмской мануфактуры.
Храм в плане абсолютно симметричен и может быть вписан в окружность. Столь же симметричен храм снаружи. По вертикали здание можно условно разделить на три яруса, каждый из которых последовательно проводит принцип симметрии всего строения. Основу симметрии первого, нижнего, яруса составляют четыре портала с боковыми ходами. Второй ярус подчеркнут четырьмя полукуполами, обращенными по сторонам света, и опять-таки окнами. Третий ярус образует барабан купола с 16 большими окнами. Аналогичным образом на три яруса делится и звонница, устроенная над притвором. Несколько необычно П. Алишем был спроектирован крест на колокольне. Пересечение двух перекладин опоясывалось окружностью. В то же самое время главный крест выглядел в проекте весьма традиционно. В нижнем ярусе насчитывается 22 окна, третий ярус на барабане центрального купола насчитывает 16 окон. В первом и втором ярусах окна внутренних рам представляли собой не что иное, как яркие орнаментальные витражи. До настоящего времени дошли лишь три витража в окнах второго яруса в алтаре; в других окнах сохранились лишь отдельные цветные фрагменты. Под всем храмом согласно проекту был устроен подвал с двумя помещениями для хранения огарков, масла, фонарей и прочего. Своды подвала низкие, что говорит о том, что он никогда не предназначался для размещения здесь нижнего храма. Однако вследствие того, что верхний храм оказался очень холодным, подвал решено было переоборудовать под зимнюю церковь.
Нижний храм освящён во имя святого преподобного Серафима Саровского 16 ноября 1996 г. архиепископом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием. Сейчас в нижней части храма, кроме храма во имя св. Серафима Саровского, располагаются канцелярия, трапезная, столярная мастерская, просфорная, иконописная мастерская. Наконец, надо заметить, что, видимо, в конце 70-х г.г. нижний и верхний этажи были соединены между собой посредством винтообразной лестницы, устроенной в алтарной части. Высота храма от панели до кончика креста главного купола — 40,5 м, внутри купол поднимается от пола на 30 м, диаметр купола — 13,9 м, высота звонницы — 28,8 м, длина храма — 34,8 м, ширина — 28,4 м.
Основу убранства храма и сегодня составляет трехъярусный иконостас. Основным формообразующим элементом в иконостасе является арка, обрамляющая иконы. Чтобы подчеркнуть, с одной стороны, монолитность иконостас, а с другой — его объемную пластику, мастера использовали т.н. жесткую резьбу с ясными и ровными гранями. В качестве материала для основы использовали дуб, накладная резьба выполнялась из липы. Другая особенность заключалась в том, что в иконостасе использована разная позолота — матовая и блестящая. Огромная ценность иконостаса заключается и в том, что он за сто лет практически не поновлялся, поэтому сегодня он является художественным образцом принципов золочения и резьбы конца XIX в. Иконы Воскресенского собора написаны т.н. «старым пошибом», в противовес модному в XIX-XX в.в. живописному направлению. Следует обратить внимание на то, что подавляющее большинство фигур дано на нарвских иконах в полный рост, поэтому начальное духовное содержание передается не столько через лик и его выражение, сколько через форму и движение фигур. Нужно сказать и о том, что композиция икон согласована с архитектурой храма. Архитектурность иконы подчеркивается не только через симметрию, но и через форму фигур: покатые плечи, головы с ровными и прибранными прическами или головными уборами повторяют форму сводов и куполов. Кроме того, каждая фигура повторяет собой внешний облик храма: будучи стройной, она тем не менее за счет одежд несколько расширяется книзу, подобно тому, как и само здание у основания заметно шире, чем вверху. Из росписей лучше всего сохранилось изображение в центральном куполе «Господь Пантократор» — самый монументальный образ внутреннего убранства. Воскресенский собор был единственным уцелевшим храмом во всей округе, поэтому совершенно понятно, что вся церковная утварь собиралась сюда.
Наиболее интересной кажется история большого Распятия, находящегося в левой части собора. Оно выполнено в традициях поздней готики Э. Тиле. Распятие стояло в центральной части Спасо-Преображенского собора. Каким-то чудом оно сохранилось после бомбежки в 1943-1944 г.г., в то время как от самого собора остались лишь развалины. Вскоре после этого Распятие перевезли в Воскресенскую церковь. Интересной представляется история двух чудотворных икон: св. Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери. По русским источникам, взятие Нарвы войсками Ивана Грозного в 1558 г. в ходе Ливонской войны сопровождалось чудом. В доме нарвского цирюльника через день после празднования Православной Церковью памяти перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087 г.) произошел сильный пожар, но Николин образ остался цел.
10 декабря 1943 г. последний раз Знаменская церковь в Ивангороде отпраздновала свой престольный праздник — Знамения Божией Матери. Шла война. В середине января настоятель храма после всенощного бдения объявил приказ немецкого командования об эвакуации города. У всех болело сердце за будущее храма. Уцелеет ли? Сохранится ли? А главное — всех волновала судьба иконы. Решено было взять икону с собой. Несколько дней и ночей провели в погребе, боясь показаться на глаза немцам. Бой не утихал. Когда решили трогаться в путь и вышли из погреба, все онемели от той картины, которая представилась глазам. Земля вокруг погреба была буквально изрыта снарядами, а погреб остался целехонек. Разве это не чудо!
http://www.narvasobor.ee/; http://www.narvaeparhia.ee/index.php?goback=0&page=67&print=true