Старинная улица, носящая имя Героя Советского Союза полковника Перекальского, начинается зданием областной филармонии (дом № 1). Краснокирпичное здание в стиле модерн было возведено в 1913 году по проекту архитектора Б. Г. Перетятковича (решение фасадов), инженера В. Г. Кулябко (планировка здания) при участии гражданского инженера Я. П.
Максимовича. Здание предназначалось для Народного дома. Очагу культуры было выбрано место окраинное, так как архиерей Питирим и местное духовенство противились его устройству в центре города рядом с монастырями.
Ещё в 1900 году Курский уездный комитет попечительства о народной трезвости обратился в губернское земское собрание с просьбой помочь в строительстве в городе Курске Народного дома. В том же году газета «Курские губернские ведомости» сообщила о чрезвычайном заседании городской думы по вопросу об устройстве Народного дома в городе. Дума выделила для строительства просветительного учреждения место на Георгиевской площади (теперь Пролетарский сквер). Но прошёл достаточно длинный период времени, пока здание всё же было построено.
Только 19 апреля 1912 года городская дума приняла решение об отводе безвозмездно около четырёх десятин земли за Московскими воротами, напротив здания женского епархиального училища (бывшее суворовское училище), для постройки обществом трезвости Народного дома и разбивки рядом с этим зданием общественного сада в память 300-летия дома Романовых. Дума в своём постановлении оговорила условия, по которым в администрации Народного дома участвовали её представители, а в случае прекращения деятельности общества трезвости всё это хозяйство перешло бы в распоряжение города.
Вскоре началась Первая мировая война, и часть уже готовых помещений здания была использована под лазарет Всероссийского Союза городов.
После Октябрьской революции бывший Народный дом стал называться Народный Дом Совета рабочих и красноармейских депутатов.
Гражданская война внесла свои коррективы. В январе 1919 года здесь был развёрнут сыпнотифозный госпиталь на 400 коек. В период Гражданской войны здание пострадало — сгорел задний левый флигель. Потом одно время оно пустовало, и в 1922 году Курский кожтрест просил губисполком о предоставлении ему здания для устройства в нём обувной фабрики с расчётом выпуска 1000 пар обуви в день. Губисполком здание отдал на три года, но ввиду краткости арендного срока и необходимости больших затрат на его ремонт и установку оборудования кожтрест отказался от его использования.
21 января 1924 года на многочисленном митинге трудящиеся Курска решили отремонтировать здание на средства, собранные от горожан, организаций, учреждений и предприятий, и организовать в нём клуб «Дом Ильича», в который вошли бы городской театр, библиотека, клуб и музей имени В. И. Ленина. Начались работы по ремонту крыши, оконных рам, наружных дверей, парового отопления.
23 апреля 1925 года в 7 часов вечера состоялось открытие Дома Ильича, который стал центром культуры и просвещения для жителей Курска. В день его открытия газета «Курская правда» писала: «Сегодня открывается оборудованный на трудовые отчисления рабочих и служащих гор. Курска Дом Ильича. С большим усердием и старанием, настойчиво, копейка по копейке собирались средства на это дорогое, близкое каждому трудящемуся дело. Широкими лентами будут стекаться в Дом Ильича трудовые массы курян, где найдут они и отдых, и необходимые условия для того, чтобы брать уроки ленинизма…». В 1926 году в здании стала работать широковещательная радиостанция.
В 1929 году в связи с образованием Центрально-Чернозёмной области и переводом в город Воронеж ряда губернских административных учреждений в освободившихся в городе зданиях были размещены клуб, музей и библиотека Дома Ильича. Таким образом, здание полностью перешло в распоряжение городского театра. В 1934 году, вскоре после образования Курской области, он получил название областного драматического театра, а в 1937 год, в столетнюю годовщину гибели А. С. Пушкина, ему было присвоено имя поэта.
Замечательная эпоха в истории курского театра открылась в 30-е годы с приходом в него крупнейшего периферийного режиссёра, ученика К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, заслуженного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Александра Игнатьевича Канина.
Художественный руководитель собрал в это время талантливую труппу, осуществив в предвоенные годы постановку заслуживших высокое одобрение зрителей и критики спектаклей «Мещане», «Горе от ума», «Гроза», «Эмма Бовари», «Собака на сене» и др.
В эти годы в здании работали народная артистка СССР В. А. Ершова и народная артистка УССР Н. В. Тамарова, ставшие выдающимися мастерами советской сцены. Здесь расцветал талант заслуженных артистов РСФСР В. А. Южанова, К. Н. Оршанской, Э. К. Чернова, М. А. Черкасовой. В январе 1938 года курский театр открыл в Москве, в Доме актёра, смотр лучших периферийных театров.
Крупнейшим достижение труппы стала постановка А. И. Ка-ниным пьесы Н. Ф. Погодина «Человек с ружьём». В июле 1939 года в московском Доме народного творчества начались гастроли курского театра. В числе лучших спектаклей, привезённых в Москву, была показана и эта пьеса. В книге А. Г. Морова «Три века русской сцены» дана такая оценка замечательной курской постановке: «Очень ярко поставлен был А. Каниным в курской драме «Человек с ружьём», где, решая тему вождя и народа, режиссёр обратил особое внимание на массовые сцены. На театральную «толпу», в которой сумел показать множество отчётливо прочерченных отдельных желаний, воль, действий, сливающихся в единое могучее стремление. В спектакле этом Ленин (его играл Э. Чернов) был прост и человечен; он — часть народной массы; он выразитель чаяний простых людей, их дум, их чувств. А солдат Шадрин показан тугодумом, который хочет до всего дойти сам. Он внутренне сопротивляется тому, во что до конца ещё не поверил. Такое решение этой роли делало первую встречу Ивана с Лениным и их разговор особенно напряжённым, жизненным».
В начале Великой Отечественной войны в здании театра разместился штаб истребительного батальона Ленинского района. 2 октября 1941 года батальон был направлен в район города Фате-жа, где вместе с частями Красной Армии вёл бои с немецко-фашистскими захватчиками.
В годы войны здание не пострадало. На второй день после освобождения города от фашистов, 10 февраля 1943 года, с большого балкона над парадным входом в театр перед курянами выступил командующий 60-й армией генерал-лейтенант И. Д. Черняховский.
Уже в августе-сентябре 1943 года в здании театра гастролировали: московский Новый театр, хор русской народной песни под художественным руководством Яркова, концертные бригады Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. В это время здесь же часто выступали армейские ансамбли песни и пляски, концертные бригады из тыловых театров.
С 8 октября 1943 года в здании театра начала работать стационарная труппа. Вернувшийся из эвакуации коллектив драматического театра открыл сезон пьесой Л. Леонова «Нашествие». В креслах холодного зала сидели зрители, которые питались только скудным пайком, стоически переносили тяготы военного времени и верили, что скоро враг будет разгромлен, к советским людям вернётся мирная жизнь.
С января по 1 октября 1944 года драмтеатр поставил десять премьер: «Генерал Брусилов», «Маскарад», «Олеко Дундич», «Последняя жертва», «Вишнёвый сад», «Они жили в Ленинграде», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Инженер Сергеев», водевили Чехова. Труппа работала творчески и активно, дав за это время 133 спектакля.
В послевоенные годы художественными руководителями театра были заслуженные деятели искусств РСФСР Н. А. Бондарев и А. Добротин, заслуженный артист РСФСР Н. Г. Резников, заслуженный деятель искусств УССР В. В. Бортко. Несколько лет главным художником в театре работал выдающийся скульптор, руководитель авторского коллектива мемориала «Брестская крепость-герой», автор памятника В. В. Маяковского в Москве, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР А. П. Кибальников.
На сцене театра в 50-70-х годах были поставлены спектакли, получившие высокую оценку центральной печати. В 1953 году театр возродил забытую в стране пьесу Л. Толстого «Власть тьмы», а в 1954 году поставил «Оптимистическую трагедию» В. Вишневского, которые стали для театра талантливыми вехами. Большим успехом у зрителей пользовались спектакли «Месяц в деревне», «Мещане», «Яд», «Рождество в доме синьора Купьело» и др. Ведущие актёры, игравшие в спектакле «Полк идёт» по книге Михаила Шолохова «Они сражались за Родину», вместе с постановщиком спектакля В. В. Бортко были награждены серебряными медалями имени народного артиста СССР А. Д. Попова.
Надо вспомнить, что за многие годы в этом здании выступали выдающиеся актёры Малого театра и МХАТа, сцена видела талантливые музыкальные, хореографические, эстрадные коллективы из разных республик страны и из-за рубежа. Здесь на 1-м областном съезде Советов выступал 8 января 1935 года известный советский писатель Фёдор Панферов.
После войны в 1949 году в здании была проведена реконструкция по проекту архитектора А. Г. Шуклина. Была заново сделана крыша, новые перекрытия над боковыми фойе, восстановлено Пушкинское фойе. В 1950 году продолжались работы в зрительном зале, в вестибюле и в боковых фойе; устраивались перекрытия зального потолка, реконструировались балконы ярусов. Портальное отверстие сцены строители обрамили лепными украшениями, в центре, над порталом, установили барельеф. Балконы были декорированы лепными украшениями и плафонами. В центре потолка зрительного зала была устроена лепная розетка, к которой подвесили главную люстру. В цокольном этаже был устроен гардероб. Такими интерьеры здания дошли до XXI века.
С постройкой нового здания областного драматического театра на Театральной площади в 1983 году коллектив театра переехал в него, а в этом здании после ремонта разместились Курская областная филармония и театр-студия «Ровесник».
К семидесятилетнему юбилею областной филармонии здание бывшего Народного дома было отремонтировано. Для лучшей акустики пол, ложи, балкон были отделаны деревом. По специальному заказу были изготовлены кресла, которые не поглощают звук. Количество мест в зале уменьшилось с 618 до 500, а сама сцена выдвинулась вперёд на полтора метра. Изменения произошли и за сценой. Ранее в филармонии было три гримёрки, а теперь их стало девять. Сцена обрела новый занавес и свою «одежду». Появилась новая звукоусилительная аппаратура. В помещениях установлена пожарная и охранная сигнализация, полностью заменена электропроводка, стало больше подсобных помещений. Теперь здесь есть звуковая студия, хореографический класс, удобная костюмерная.
Преобразование претерпели фойе и буфет первого этажа, а также Пушкинское и Щепкинское (на втором этаже) фойе. Так, в Щепкинском фойе блестяще выполнен паркет. Для него выбрано шесть разных пород дерева, а рисунок подогнан под лепнину стен. В здании установлены хрустальные люстры и бра. Особенно впечатляет большая хрустальная люстра в Щепкинском фойе, изготовленная по специальному заказу в Чехии. Торжественное открытие филармонии после длительного капитального ремонта состоялось в декабре 2006 года.