Дворцы культуры ассоциируются с советской властью, однако их придумали не большевики. Подобные учреждения, причем гораздо более масштабные и похожие на дворцы, появились еще в дореволюционной России. Народные дома выполняли культурно-просветительскую миссию и таким образом боролись за трезвость. В них находились театры, концертные и выставочные залы, библиотеки, читальни, воскресные школы, чайные. Самый большой из них назвали в честь Николая II (Санкт-Петербург, Александровская площадь, 4).
Борьба против трезвости и пьянства
Первый Народный дом был открыт в 1883-м, а к началу XX века их насчитывалось не меньше 20. В их строительстве и содержании активно участвовали благотворители. Большинство из них принадлежало государству и находилось в попечении Всероссийского общества трезвости.
Борьба за трезвость имела в Российской империи богатую историю, но иногда оборачивалась борьбой с трезвостью. На Руси до XIV века водку не употребляли, а горячительные напитки, брагу, пиво и медовуху — по праздникам. Государство пыталось ограничивать пьянство, хотя оно и не носило больших масштабов. Характерно, что даже слова «корчма» и «кабак» имеют иностранные происхождение (татарское и польское). Первый кабак на Руси открыл Иван Грозный. Дело оказалось настолько прибыльным, что он повелел закрывать частные корчмы и открывать государевы кабаки. С тех пор государство не раз их использовало для пополнения казны. Постепенно производство спиртного оказалось в руках откупщиков, выкупавших у государства лицензию на производство спиртного. Они могли повышать цены на свой товар сколь угодно раз по своему усмотрению.
В результате главным борцом за трезвость выступило крестьянство. В середине XIX века по России прокатилась антиалкогольное движение — отказ от употребления спиртного в знак протеста против повышения цен на водку. Его поддержала интеллигенция и известные писатели (Толстой и Достоевский). Эта кампания резко ударила по государственной казне и даже попала под запрет. В 1894-м министр финансов Сергей Витте ввел государственную монополию на водку и … начал активную борьбу за трезвость.
История
В 1896 году на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде архитектор Александр Померанцев представил павильон необычной конструкции – с стеклянным куполом на чугунном каркасе. Это здание, сочетающее в себе классические традиции и современный дизайн, оказалось находкой для принца Ольденбургского, занимавшего пост председателя Петербургского городского попечительства о народной трезвости. Он обратился в министерство финансов, чтобы сооружение перенесли в Петербург для размещения в нем центрального учреждения Попечительства. Он также попросил безвозмездно передать ему землю под здание в Александровском саду.
Этот сад был открыт при Николае I в самом центре города и назван в честь императора Александра I. На его территории уже находился зоосад, а недалеко — Петропавловская крепость, колыбель Санкт-Петербурга. Именно поэтому у министра финансов Сергея Витте и Городской думы этот проект не вызвал энтузиазма, но принц имел большие связи при дворе…
Интересно! Принц Александр Петрович Ольденбургский (герцог Александр Константин Фридрих Ольденбургский) – русский генерал, сенатор, член Государственного Совета, по линии отца правнук императора Павла I и потомок Екатерины II. Представитель Гольштейн-Готторбской линии династии Ольденбургов, состоявшей в ближайшем родстве с династией Романовых. Ольденбурги находилась под покровительством русских царей – в начале XIX века они получили в России титул великих герцогов, а потом и принцев.
На счету Александра Петровича было уже множество добрых дел – он способствовал открытию института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге и климатического курорта в Гаграх. Причем во все начинания вкладывал собственные средства. Участник Русско-турецкой войны за независимость балканских народов, во время Первой мировой он стал начальником всех санитарных и эвакуационных частей. После Февральской революции успел вовремя уехать из России во Францию.
Автором проекта здания для Попечительства стал архитектор Григорий Ипполитович Люцедарский, работавший на царскую семью и хорошо знакомый с принцем Ольденбургским. К 1900-му он собрал на новом месте павильон и приступил к возведению Заведения для народных развлечений императора Николая II, будущего Народного дома. Оригинальный дизайн интерьеров – его заслуга. Люцедарский не скрыл металлоконструкции, на которых держалось здание, а, наоборот, использовал их для создания современного пространства в стиле модерн.
Люцедарский немного изменил павильон в процессе строительства. Так, для уменьшения нагрузки на каркас верхнюю часть стен выложили из пробкового кирпича, привезенного из Гамбурга. А чтобы несколько тысяч человек чувствовали себя в здании комфортно, его оборудовали электрическим освещением и собственной электростанцией, паровым отоплением, самой современной на тот момент вентиляцией и противопожарной системой: в случае срабатывания сигнала сцена отделялась от зала железным занавесом, заливавшемся водой.
12 декабря 1900 года здание торжественно освятили. Спустя 2 года весь комплекс с театром был открыт оперой Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). По проекту Люцедарского театр для рабочих был рассчитан более на чем 1500 мест, из них почти 200 бесплатных и 1 тыс. стоячих. Центральную часть постройки занимал огромный вестибюль под стеклянным куполом. С левой стороны от него располагался Театральный зал, с правой – Железный (названный так из-за металлических колонн).
Народный дом пользовался бешеной популярностью. Впоследствии вокруг него образовался целый комплекс построек. В 1910-х к нему пристроили Западный корпус, получивший название Народная аудитория. Его железобетонный купол считался крупнейшим в мире, а зал вмещал почти 3 тыс. мест.
При царе
В театре Народного Дома каждый день давали спектакли – вначале драму и оперу, а потом и серьезные литературные пьесы. Публике нравились пышные декорации и спецэффекты. Главный машинист Императорских театров Н. А. Бергер устраивал здесь фантастические суперсовременные спецэффекты – например, разноцветное освещение с регулировкой силы того или иного цвета.
В саду выступал струнный оркестр, на открытых сценах давали спектакли и представления, устраивали танцы, работали столовая и чайная, книжные киоски, дежурили врачи.
При Народном доме существовало множество кружков и бесплатных курсов: от хорового пения до гимнастики. В нем проходили коллективные чтения на животрепещущие темы: о борьбе с алкоголизмом, гигиене, астрономии, естествознанию… По субботам проводились богослужения и духовные беседы. По воскресенья — чтения со световыми картинами и духовные концерты. Библиотека предоставляла возможность бесплатно читать книги.
Тут даже существовали своеобразные «детские комнаты» – бесплатные игры для малышей на детских площадках под присмотром воспитательницы. Разнообразные аттракционы вызывали восторг и у детей и взрослых. Для детишек вели кружок по огородничеству.
Бесплатные курсы народной музыки не вместил всех желающих — играть на балалайках, домрах, гуслях, свирелях, бубнах, ложках и т.д. захотело более 300 человек. В мае 1903-го оркестр уже открывал летний сезон.
При Народном доме была открыта первая в России детская железная дорога (паровоз и три вагона заказали в Нью-Йорке). Бешеным успехом пользовались аттракционы, которые в народе именовали «Американские горки» — они сгорели в Ленинградскую блокаду.
Одним из главных начинаний стал Музей алкоголизма с бесплатным входом и библиотекой. В 1908-м открылась амбулаторная лечебница для алкоголиков, 5-я по счету у Попечительства. При ней также несколько раз в год читали цикл лекций для врачей по лечению алкоголизма.
В праздничные и выходные дни, когда снижали цены на билеты (а не повышали, как принято сейчас!), Народный дом посещало больше 25000 человек. На сцене театра выступали известные артисты, в том числе Собинов и Шаляпин.
При советской власти
После Февральской революции Народный дом превратился в казармы, а потом перешел в ведение Городской думы – теперь здесь бушевали митинги и собрания, которые не утихли при большевиках. На 1-м Всероссийском съезде крестьянских депутатов выступал Ленин.
В 1919-м здание назвали Госнардомом и присвоили имя Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Впоследствии его отдали под театры. В Оперном зале попеременно располагались крупнейший в Ленинграде кинотеатр «Великан» и Ленинградский мюзик-холл.
Интересно! Ленинградский мюзик-холл получил широкую известность благодаря сотрудничеству с Дунаевским, Утесовым и Клавдией Шульженко.
В 1930-е сгорел Театральный зал и по проекту архитекторов Митурича и Макашова на его месте построили здание театра им. Ленинского комсомола (сейчас театр «Балтийский дом»).
Часть Александровского сада, где располагались сгоревшие Американские горки, после войны передали Ленинградскому зоопарку.
Железный зал в 1959 году по проекту архитектора Раисы Брегман перестроили под Планетарий, третий в Советском Союзе после Москвы и Сталинграда. С 1978-го в модернизированном помещении Оперного зала опять располагается Мюзик-холл.
Таким образом, благородное дело создателей Народного дома не пропало, хотя жестокая эпоха «выкинула» их из России, а некоторых уничтожила. После смерти в 1930-х в Париже принца Одьденбургского прервалась его династия. Архитектор Померанцев, создатель прекрасного храма Святого Александра Невского в Софии, скончался в голодном Петрограде в 1918-м. Автор проекта Народного дома «архитектор Высочайшего двора» Люцедарский затерялся в эмиграции. А последний русский император Николай II, который пожаловал под него помещение и землю, погиб в подвале особняка Ипатьева в Екатеринбурге вместе с семьей. Их останки обнаружили и захоронили лишь в 1990-х.