Раннее, в 1634 году, в этой местности была построена церковь святителя Николая, но располагалась она чуть поодаль от настоящего храма свт. праведного Феодора Ушакова.
Населенный пункт Верхние Котлы (на некоторых картах – просто Котлы), располагался вдоль стратегически важной в южном направлении Серпуховской дороге (ныне на месте Варшавского ш. д. 44, 57), не имел собственной церкви и соответственно считался деревней, которая относилась к приходу села Никольского и практически к нему примыкала. Примечательно, что по размерам “село Н.” было гораздо меньше “деревни В.К.”. Дорога же от Верхних Котлов к церкви в ХХ веке стала называться Электролитным проездом.
Первые сведения о деревнях на территории Нагорного района относятся к XIV-XVII векам. В 1380 году рать князя Дмитрия Донского шла на Куликово поле через Котлы. Тем же путем возвращались в Москву победители Куликовской битвы. После кончины князя его сын Василий вместе с матерью и братьями торжественно встречал прибывшего из Царьграда митрополита Киприана «за Москвой на Котле».
2 декабря 1606 года под Котлами войска Василия Шуйского в жестокой битве разбили повстанцев Ивана Болтникова. В память этого сражения в 1951 году одна из улиц района названа Болотниковской. Через Котлы в Москву вошел Лжедмитрий I (самозванец Григорий Отрепьев). Впоследствии восставшие против него москвичи убили его и сожгли, а прах у Котлов выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он явился. В 1618 году земли в районе Котлов числятся в поместье за Афанасием Осиповичем Прончищевым. Сначала он служил при дворе, сопровождая царя в поездках по стране. Вскоре проявил себя и на дипломатическом поприще.
В 1632 году Прончищев вместе с дьяком Бормосовым был отправлен в Константинополь, чтобы склонить султана к участию в русско-польской войне на стороне России. В турецкой столице послам пришлось провести всю зиму — переговоры шли трудно, турки не хотели ввязываться в войну, и только весной Прончищеву удалось добиться определенного успеха. Но неожиданный случай разрушил предполагавшийся союз Москвы с султаном. Послы уже сели на корабль, собираясь отправиться домой, когда пришло известие о нападении казаков на турецкое побережье Черного моря. Задержанному для допроса Прончищеву удалось убедить визиря, что речь идет не о донских казаках, а о запорожских; в итоге послы были все же отпущены с миром. Но судьбе было угодно вновь сыграть с Афанасием Осиповичем злую шутку: разыгравшаяся буря пригнала судно как раз к тому самому разгромленному казаками турецкому берегу. Здесь Прончищев дал обет о том, что если по молитвам Св. Николая возвратится домой, то построит в честь его церковь. Заступничеством святого послы избежали смерти от рук местных жителей и благополучно вернулись в отчизну. Это было его старое владение, включавшее разоренное в Смутное время поместье его отца с центром в “сельце Козино (Копытово) на речке Котле“ Московского Уезда, Чермнева стана. Хотя вначале Афанасий Осипович и избрал место под свою резиденцию деревню Елистратьево, однако вскоре возвратился на «отцовское пепелище” в Козино. В дальнейшем обустраивая свое поместье Прончищев поставил на пустоши около речки Котел (на левом берегу) небольшую усадьбу, в которой поселил челядь, а затем (на правом в Козино) исполняя данный им обет, построил деревянную церковь во имя Николая Чудотворца, по которой селение стало именоваться Никольским.
Переписная книга 1646 года описывает эти места следующим образом: “Cело Никольское, что была пустошь Козина, Копытово тож, на речке Котле, а в селе церковь Николая Чудотворца, да Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, у церкви во дворе поп Сидор Спиридонов, двор церковного бобыля; на другой стороне речки Котла двор вотчинников с деловыми его людьми”. После смерти Афанасия Осиповича в 1660 году село Никольское досталось его сыну Ивану Афанасьевичу Прончищеву. Идя по стопам отца, он начал свою службу дипломатом. Одновременно служил и при дворе, участвовал в войне с Польшей, затем возглавлял приказы Большой Казны, Монастырский, Большого Прихода, был воеводой в Казани, а в середине 70-х годов руководил Разбойным приказом.
В 1677 году Иван Афанасьевичь вместо деревянной церкви построил новую каменную в честь Знамения Богородицы с приделом Николая Чудотворца. На южной стороне церкви имелась звонница, к которой по внутристенной лестнице поднимался звонарь. В переписных книгах 1678 года Московского уезда Ратуева стана сообщалось: “За окольничим Иваном Афанасьевичем Прончищевым село Знаменское, Никольское, Козино тож, а в селе двор вотчинников с дворовыми в нем людьми, 3 двора задворных и 6 дворов крестьянских и бобыльских. ”То есть село стало называется тройным именем — “Знаменское, Никольское, Козино тож”. В конце XVII века село продолжает оставаться в роду Прончищевых. Одной его половиной владел сын Ивана Афанасьевича — Петр Иванович, а другой – прокурор Александр Тимофеевич Ржевский, женатый на Анне Михайловне, урожденной Прончищевой. По описанию 1704 года, в селе отмечены две усадьбы с 13 дворовыми людьми и 17 крестьянских дворов, где жили 58 человек. С этого времени имение делится на две части. Северная половина, оставшаяся у Прончищевых, стала именоваться Нижними Котлами , а южная, находившаяся во владении Ржевского, образовала село Верхние Котлы. С 1742 года, когда дочь А.Т. Ржевского вышла замуж за князя Ивана Михайловича Одоевского, Верхние Котлы стали принадлежать Одоевским. В 1760 году – их сыну князю Сергею Ивановичу Одоевскому. В 1760 году поместье купил адмирал Александр Иванович Головин, который назначил его в качестве приданого своей дочери Анне Александровне Голицыной. Тогда поместье в Верхних Котлах занимало 388 десятин, где проживало 89 душ крестьян. Никольский храм ремонтировался и перестраивался между 1760-1810 годами. В этот период селом владели Голицыны: Анна Александровна Голицына, урожденная Головина; муж ее сестры, гофмаршал Николай Михайлович Голицын; Александр Николаевич Голицын. При них появился широкий деревянный купол с четырьмя очень маленькими круглыми окнами. В завершении четырехгранного купола – маленький восьмигранный барабан с главой на очень тонкой шее. Голицыны пристроили к храму с запада невысокую двухъярусную колокольню. Она отличалась подчеркнутой скромностью архитектуры. Видимо, одновременно с ее строительством была разобрана настенная звонница.
В XVIII веке появился в храме новый, белый с золочеными деталями, иконостас. Уникальный, редчайший для русской архитектуры — в виде системы из двух стоящих рядом наборов концентрических арок, в центре каждой – царские врата. Фактически единый иконостас образован из двух самостоятельных. Интересно, что боковые иконы каждого из них при такой композиции принимали форму наклонных овалов. В 1775 году Екатерина II у Нижних Котлов устроила торжественную встречу победителя турок фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского у специально сооруженной по сему случаю триумфальной арки.
В сохранившихся описаниях селений 1800 года села Никольское Верхние Котлы описываются следующим образом: «Село Никольское… по обе стороны речки Котелки, церковь каменная о двух этажах, во имя Николая Чудотворца с приделом Знамения Пресвятыя Богородицы, дом господский каменный об одном этаже с деревянными службами… деревня Верхние Котлы князя Александра Николаевича Голицына… на суходоле при Большой Серпуховской дороге; речка в летнее жаркое время бывает шириною в две сажени, глубиною в три вершка, в ней рыба плотва, окуни и пескари; вода по употреблению людям и скоту здорова». Число дворов 15, душ мужского пола — 72, женского — 80. Земли 388 десятин, 200 квадратных саженей. В 1810 году Верхние Котлы перешли к Федору Анастасиевичу Ордольянову, а затем к его дочерям: статской советнице Елене Федоровне Андреевой и полковнице Екатерине Федоровне Калашниковой, а затем к их детям.
В 1874–1875 годах к Никольской церкви пристроили трапезную с теплым приделом во имя Ильи Пророка. После прокладки железной дороги Верхние Котлы становятся дачной местностью. В 1892-1904 годах здесь в летние месяцы жил и трудился знаменитый художник В.В. Верещагин.
В 1929 году рабочие близлежащего Аффинерного электрозавода вынесли решение о размещении в храме клуба. Церковь снесли в конце 1930 годов. Попутно закрыли, а позже уничтожили кладбище и остатки усадебного парка.
http://hram-v-nagornom.ru
Деревянная церковь общей площадью 120,4 кв. метров рассчитана на 50 прихожан. По информации Правительства Москвы, храм возведен в лучших традициях русского деревянного зодчества.
http://200hramov.ru/