Бывшая Наглимозерская Артова мужская пустынь основана иноком Тимофеем в середине XVII в. В 1765 г. преобразована в приписную церковь. В начале XIX в. построена Тихвинская каменная церковь с Неопалимовским и Никольским приделами, разрушена в 1930-х гг. На месте церкви на высоком лесистом холме на рубеже XX-XXI вв. поставлен мемориальный крест. Внизу на берегу Наглимозера частично сохранилась историческая деревянная постройка, на вид не моложе первой половины XIX века. Постройка была двухчастной, сохранилась западная часть. Работники Каргопольского сектора Кенозерского Парка используют ее для размещения туристов, и называют «келья последнего монаха Аглимозерской пустыни».
Наглимозерская (Аглимозерская) Артова пустынь была основана в 1-й половине XVII в. в Каргопольском уезде, в 60–65 верстах к северо-западу от Каргополя, на острове небольшого озера Наглимозеро (в юго-западной части современного Кенозерского национального парка). В 1702 г. она была приписана к каргопольскому Спасо-Преображенскому монастырю (Строкиной пустыни). Монашеская жизнь прекратилась здесь еще до секуляризационной реформы 1764 г., а с 60-х гг. XVIII в. пустынь была превращена в приходскую церковь. Монастырские здания были уничтожены в 1930–1931 гг.
Историческое сведение об Аглимозерской пустыни Карг[опольского] уезда.
1. Аглимозерская пустынь стоит на острову Аглим озера, который остров длины имеет по положению его от востока на запад на две версты и поперег на версту, пограничная с Пудожским уездом, от города Каргополя на 80 в[ерст], а от Лекшмозерскаго погоста 7 верст, на месте пустом и уединенном, по положению же приятном, имеющим правильный скат на все стороныо озеро на южном краю острова. В начале она имела название Аглимозерская Артова пустыня, как значится по списку с грамоты царской данной 7161 года. Списки с грамот царей Алексея Михайловича, Иоанна и Петра Алексеевичей и записи на содержание, данные от крестьян Колодозерской волости Максима Сысоева и Сергия Васильева Кузнецова разных угодьев и сенных покосов оной пустыни строителям, найдены в оной пустыни в небрежении.
Первый основатель сей пустыни был инок Тимофей, коего железныя кольчуги и два пояса в сей пустыни хранятся. О сем пишется в списке с грамотыцаря Алексея Михайловича, что «в прошлых де годех построил он тую пустыню на том Аглиме озере, на островку, на диком лесу сам собою воздвигнул церковь во имя Пр[есвятыя] Богородицы Неопалимыя Купины, а в приделе великаго чудотв[орца] Николы и пение Божие в них устроил, и собралось де их в тую пустыню семь братов». А откуда оный инок Тимофей туда пришел, и сколь долго тут жил, и когда помер, и где погребен – того неизвестно. После того спустя 29 л[ет], а именно в 7190 году, в данной царской грамоте упоминается строитель черный поп Филарет, и как из записи видно, что он сожительствовал оному иноку Тимофею. А от Р. Х. 1705 года строитель Варлаам упоминается в вышеозначенной грамоте. А в 1721 г. был строитель Аарон.
Итак, по сему видно, что настоятели были в сей пустыни следующие:1) инок Тимофей 7161 года; 2) сожитель его Филарет, черный поп, 7190 году; 3) их же сожитель Варлаам 1705 г.; 4) старец строитель Аарон 1721 года. А после того, по утверждению обывателей, неизвестно, по какому случаю монашество в сей пустыни перевелось, и жили тут около 30 лет беглые господские люди, и крестьяне землю пахали, а церкви стояли без службы. А около 1760 года, по уверению, произведен в сию пустыню священник Димитрий, который тут и скончался, а на место его произведен священником Иоанн Васильев Арефинский из пономаря Лекшмозерской церкви, который после перешел в Лекшмозерский погост, а на его место произведен в 1797 г. священник Стефан Евдокимов, который в 1806 году перешел в Троицкий погост на Онегу реку, а на его место в 1808 г. произведен священник Александр Арефинский. Сей священник Александр, будучи произведен из дьячка сей опустевшей пустыни, испросил у Преосвященнаго Амвросия, митрополита, зборную книгу на поправку ветхостей оной пустыни и как по оной он хорошо успел, то по благословению онаго же архипастыря повелено ему построить каменную церковь, то он разобрав построенную оным иноком Тимофеем деревянную ветхую церковь, заложил [в] 1809 г. на том же месте каменную ина собираемую им [в] Петербурге по сборной книге сумму и собственными трудами достроил ее в 1812 г. и снабдив ее богато всеми потребностями утварью и ризницею; в 1813 г. генваря 17-го освящены два престола в теплой церкви: один Николая Чудотворца, а другой Неопалимыя Купины каргопольским протоиереем Иоанном Нечаевым. По поставлении же иконостаса и в холодной церкви, и украшении, и по написании икон, которые писал греческим письмом Архангельской губерн[ии] Мудьюжской волости Онежскагоуезда крестьянин Григорий Максимов; в 1817 году генваря 17 дня освящен престол Тихвинской Б[ожией] Матери оным же протоиереем Иоанном Нечаевым. В 1818 г. оный священник Александр Арефинский перешел в Лекшмозерский погост, а на его место из онаго погоста перешел отец его, священник Иоанн Васильев Арефинский, который в 1821 г. определился в Александро-Ошевенский монастырь в монашество и там скончался в 1829 году. А на место его определен в 1826 году из Троицкаго погоста священник Стефан Евдокимов, который и прежде был в оной пустыни священником и в 1828 г. отрешен от оной и уволен от службы, а на его место в 1830 году переведен сего ж уезда Ряговскаго погоста священник Иоанн Андреев, который и ныне тут служит.
2. Священные здания.
1. Церковь каменная, холодная, одноглавая с куполом, в коей престол освящен в 1817 году, Тихвинской Б[ожией] Матери, в одной связи с пределами теплыми во имя св. Николая Чудотв[орца] и Б[ожией] Матери Неопалимыя Купины и с колокольнею каменною же. Церковь вышиною 8 саж[ен], а в длину с колокольнею 12 саж[ен], а колокольна в вышину 10 саж[ен]. 2. Церковь деревянная, ветхая, во имя трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, древняго здания, покрыта на два ската и об одной главе, построена когда и освящена кем, неизвестно; при ней отдельно стоит колокольня деревянная, осмиугольная, шатровая, ветхая вышиною 10 саж[ен].
3. В оной священные вещи. 1. Иконостас в холодной Тихвинския Б[ожией] Матери церкви резный на столярном корпусе, белый, некрашеный. 2. Святыя икона греческаго искусства, значительный из оных храмовый Тихвинской Б[ожией] Матери, наконец, риза серебряная, а венец позлащенный 84 пробы, весом 10 фунтов. 3. Священные сосуды серебряные позлащенные, все и со всеми принадлежностями 84 пробы, весу в них 2 фунта. Крест серебряный позлащенный 84 пробы, весу 11/2 фунта. Четыре Евангелия: одно изних на полуалексадрии в красном бархате, евангелисты сребряные позлащенные, 84 пробы; два в серебряной теке, 3-е в красном плисе с медными евангелистами, а 4-е на целой александрийской, без обложки. 4. Риз разных шелковых материй 14 штук, лучшие из оных две парчевые. Стихарей 4, из оных гранитуровые два. 5. Книг для служения недостаточно. 6. Из особенных достопримечательностей хранятся в каменной церкви в шкафу железныя кольчуги и два железныя пояса инока Тимофея, начальника Аглимозерской пустыни. 7. Колоколов 6, большой из них 8 пуд, и прочих вещей, как то воздухов, поручей, епитрахилей, пелен, святых икон, лампад и прочей утвари довольно.
4. Праздников, в которые [собирается] немалая часть богомольцев, бывает в году два, на дни св. Николая Чудотв[орца], а более никогда и никого богомольцов, и благотворителей, и рачителей не бывает. Все вышеозначенное имущество собрано и заведено в Санкт-Петербурге от благотворителей тщанием и трудами сей пустыни священника Александра Арефинскаго. Земли при пустыне и сенных покосов 100 десят[ин], на которую планы и межевыя книги при церкви имеются.
5. Священноцерковнослужителей по штату положено один священники два причетника, и со времени поступления тут после монашества белаго духовенства перемен в разсуждении их сущности и содержания никогдане бывало. Иного достопримечательнаго в сей пустыни ничего нет.
К сему историческому сведению Аглимозерской пустыни священник Иоанн Андреев подписуюсь.
Составил сие историческое сведение правящий д. благочиннаго Лекшмозерскаго погоста свящ[енник] Дмитрий Малинин.
А.Н. Старицын, А.В. Пигин «Источники по истории Наглимозерской пустыни Каргопольского уезда»