Нагиши. Церковь Воскресения Христова.

О времени возникновения прихода достоверных сведений не сохранилось. В XVIII-первой половине XIX в. в селе существовал деревянный храм, находившийся в районе современного кладбища. В середине XIX в. на его месте была возведена каменная часовня (не сохранилась).

Сохранившееся здание церкви было возведено взамен ветхого деревянного в 1837 г. на средства помещика — отставного подпоручика Лейб-гвардии Конного полка князя Никиты Сергеевича Долгорукого (1768-1842). Храм был освящен во имя Воскресения Христова. Приделов было два: во имя Смоленской иконы Божьей Матери и святителя и чудотворца Николая.

По композиции и конструкции храм восходит к церквям второй половины XVIII в. в других усадьбах Долгоруковых — Опарино (не сохранилась) и Богородское (ныне находится в Сергиево-Посадском районе Московской области).

До 1917 г. в здании не проводилось перестроек и обновлений капитального характера. В 1930-х гг. храм был закрыт. В настоящее время заброшен и разрушается.

Источники:
Города и селения Тульской губернии в 1857 году. Под ред. П.И.Кеппена, СПб., 1858
Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895
Дворянское сословие Тульской губернии, т. VI (XV). Храмоздатели и ревнители церковного благолепия. Тула, 1911

Село Лебяжий Усад, Нагиши тож, относилось к Епифанскому уезду Тульской губернии ко 2-му благочинному округу Тульской епархии. Село находится на границе с Скопинским уездом Рязанской губернии (в 1 версте). Оно расположено в местности низменной, сырой, и посреди самого села протекает небольшая речка, называемая Табола. От города Тулы это село отстоит в 100 верстах и в 25 верстах от города Епифани. Свое название это село получило, по преданию, от того, что в этой местности, некогда покрытой густыми лесами, водилось весьма много лебедей с одной стороны, а с другой стороны в лесу был притон разбойников, которые часто грабили путников, обдирая их до «нага».
О времени возникновения прихода достоверных сведений не сохранилось. В настоящее время, кроме села, приход составляют следующие деревни: Купчая, Зеновка, Васильевка и сельцо Писаревка. Прихожан 2613 душ муж. пола и 2693 души жен. пола.
Приходский храм во имя Воскресения Христова каменный, построен вместо ветхого деревянного в 1837 году иждивением помещика князя Никиты Долгорукого. Приделов два: во имя Смоленской иконы Божией Матери и святителя чудотворца Николая. С тех пор этот храм существует в своем первоначальном виде; бывшие поправки и поновления в нем не имели капитального характера.
Наиболее чтимыми иконами храма признаются иконы Воскресения Христова, Смоленской, Владимирской Божией Матери и святителя Николая. В 1883 году на правой стороне настоящего храма поставлен был прихожанами села образ свят. Александра Невского, в память мученической кончины Государя Императора Александра Николаевича, в отдельно устроенной с резьбою и позолотой киоте, сделанной в виде небольшого иконостаса, а на левой стороне в большой вызолоченной раме – образ равноапостольной Марии Магдалины в память Государыни Марии Александровны, пожертвованный г. Перцовым. В 1892 г. в память события 1888 года, угрожавшего драгоценной жизни Царского Семейства, крестьянами пожертвована была в храм икона св. благоверного князя Александра Невского и святых, празднуемых 17 октября. На месте прежней церкви находится часовня.
В пользу причта получаются проценты 5 руб. 72 коп. Земли усадебной 3 десятины и 16 сажень и пахотной 33 десятины 176 сажень.
С 1881 года в приходе существует церковно-приходское попечительство, а с 1875 г. земская школа.
Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. 1895 г., стр. 325.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?