Известно, что зимой 1894 года по Надыской тундре прошла исследовательская и миссионерская экспедиция профессора богословия Казанского университета А.И. Якобия, в ходе котрой на левом берегу реки Ярудей был однаружен кедр, выросший в форме креста. Дерево было срублено, а над пеньком решено воздвигнуть часовню. Скорее всего, она была построена в ближайшие несколько лет, то есть в середине или второй половине 1890-х годов. На одном из бревен сохранилась надпись карандашом, гласящая, что «1906 году февраля 12 дня был в часовне священник Н. Карпов с толмачом Г. Кудриным». Сохранилась и еще одна надпись: «1912 г. 3 нояб. иеромонах Никон был». В «Отчёте Тобольского Епархиального Комитета. Высочайше утвержденного Православного миссионерского Общества» за 1914 год среди прочего сообщается два факта: «С 6 по 9 января состоялась поездка иеромонаха Никона из Хэ до Нарэ и обратно». «С 19 по 23 января состоялась поездка иеромонаха Никона с псаломщиком И. Соколковым из Хэ до Обдорска».
В «Тобольских епархиальных ведомостх» за 1915 год сообщалось, что «С 25 по 30 декабря состоялась поездка иеромонаха Феодосия с псаломщиком П. Вылкою из Хэ до Нарэ и Надыма. Было посещено несколько чумов со св. Крестом, совершены молебны и требы. Заезжали в Надым в часовню, которая была устроена отцом игуменом Иринархом и профессором Якобием на том месте, где случайно нашли кедр с природным крестом внутри. Тот кедр был вывезен в Петроград, а пень и теперь сохраняется посреди часовни. На этом месте они предполагали открыть и миссионерский стан, но по практическим соображениям оказалось более удобным быть стану в Хэ. В часовне был отслужен молебен святителям Николаю и Гурию, иконы которых в ней имеются».
В «Ежегоднике Тобольского губернского музея» за 1917 год опубликова очерк сотрудника музея Г.М. Дмитриева-Садовникова, который за год до этого провел экспедицию в долину реки Надым. В очерке, в частности, указано ориентировочное месторасположение часовни, о котрой говорится: «В ней две иконы – Гурия и Николая Чудотворца и распятие. Место часто посещается в зимнее время».
Часовню обнаружил в 2006 (по другой информации в 1996) году житель Надыма, который сперва принял ее за промысловую избушку. Знакомые же вспомнили, что по краеведчесим исследованиям в этих местах до революции находилась часовня. Найденные внутри сруба надписи догадку подтвердили. Также выяснилось, что кочевники-оленеводы называют этот сруб «священным чумом» и вспоминают, что в нем крестили их предков.
В 2014 году часовню переместили в Надым на территорию Никольской церкви. От долгой бесхозности сруб находился в плохом состоянии, и в перевезенном здании оригинальными являются лишь несколько верхних бревен и доски с надписями. Судьба остатков старого сруба неизвестна. Считается, что Ярудейская часовня — древнейший деревянный православный храм Ямало-Ненецкого автономного округа.
Использованы источники: http://for-ua.com/article/186628, http://www.tatarstan-mitropolia.ru/newses/church_news/?id=45848 и http://nadym.cerkov.ru/chasovnya-xix-veka-obnaruzhennaya-v-yamalskoj-tundre-perenesena-na-territoriyu-nadymskogo-xrama-2/