В 1582 году упоминается каменная церковь Рождества Христова в Пашском погосте. Церковь каменная с таковою же колокольней, построена в 1822 году. Престолов 5: Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы, Св. Пророка Илии и Святителей Николая Мирликийского и Ионы Новгородского Чудотворцев. К церкви приписаны 10 десять часовен.
В 1899 году в приходе состояли Пашский погост и деревни Надкопанье, Обои, Подбережье 1-е, Ерофеева, Пучнина, Карпина, Насонова, Подбережье 2-е, Якшина, Медведева, Бендевиншина, Славникова, Семеновщина, Рязановшина, Кашина, Прилука, Исаева, Шутова, Усть-Обоя, Усадище, Курицына, Князева, Герцогшина, Вишнеков посад, Бармина, Крекачев посад, Сергеевшина, Ручьи, Устеева, Баландина, Рачевшина, Папоротня, Исакова, Карпина, Мартынова, Мапихина, Песчаницы, Сонина, Чутки (680 дворов, 1521 мужчина, 1764 женщины).
Ист.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 9. СПб. 1884. С. 170-176; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 417-418; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916. http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spbnlpashpog.html
Пятипрестольный каменный храм возведен в 1822-1829 годах по проекту архитектора А.И. Мельникова. Известно, что на ее месте в XVI веке был выстроен каменный храм с приделом св. Пророка Илии, разобранный в 1814 году. Главный престол нового храма был освящен в честь Рождества Христова, а его приделы — во имя Благовещения Богородицы, Пророка Илии, святителя Николая Чудотворца и святителя Ионы Новгородского. Храм не действовал с 1937 года. В 1941 году он был закрыт. С 1994 года в возвращенном Епархии храме начаты восстановительные работы и проводятся богослужения.
http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/lohram-volhov.html
Христорождественский Пашский погост
Христорождественский Пашский погост находится в 200 вер. от Петербурга и в 55 вер. от Ладоги, при реках Паше и Косопаше, в 10 вер. от р. Свири и Ладожского озера, в полуверсте от Архангельского тракта. По преданию, здесь прежде был женский монастырь, во имя Рождества Христова, разоренный шведами. До нынешнего храма было здесь 2 церкви: каменная, во имя Рождества Христова и Пророка Илии и – деревянная, во имя Благовещения и св. Николая. Первая разобрана в 1814 г., а вторая – в 1823 году. Каменная церковь едва ли не существовала еще в 16 веке и, была вероятно не монастырскою, а приходскою. В 1828 году построен нынешний каменный храм на церковную сумму, с помощью двух займов из духовно-учебного капитала. В первый раз взято было 20 тыс. р. асс. без процентов, во второй – 4,000 р. с. с процентами по 5%. Постройка стоила 16 тыс. р. с.
Храм пятипрестольный: главный престол во имя Рождества Христова; приделы: Благовещения, Пророка Илии и Святителей Николая и Иоанна архиепископа Новгородского. Антиминсы на престолах освящены еписк. Никанором, Викарием петербургским и подписаны митр. Серафимом. По надписям на крестах под престолом, видно, что храм освящен в 1828 и 1829 гг., новоладожским протоиереем Михаилом Грузинским. Храм строил новоторжский ямщик Прокопий Иванов.
В храме достопримечательны: 1) Запрестольная икона Благовещения, приношение помещика Мордвинова в 1828 г.; 2) Икона Спасителя, благословляющего хлеб, пожертв. неизвестным в 1840 году; 3) Местные иконы Рождества Христова и Богородицы, с надписью: «приношение Иосифа Ефремова 1839 года»; 4) Икона Тихвинской Божией Матери, в сребропозлащенной, с каменьями, ризе, работы Бородулина; приношение Мордвинова в 1851 году; 5) Древняя икона св. Александра Свирского, дар Евфросинии Ивановской; С) Древняя икона Рождества Христова, перенесенная из старой каменной церкви; 7) Старинные деревянные венцы; 8) Старинные священные книги, как то: евангелия 1735 г. и 1745 г., библия 1762 г.
В церкви погребен артиллерии генерал-лейтенант Феодор Ив. Апрелев, умерший апреля 13, 1764 г.
Причт сперва составляли: два священника, диакон и четыре причетника; с 1843 г. осталось два причетника. Из прежних священников известны: Дометий Иванов, уволенный в 1765 г., по старости лет; сын его Иван Дометиев, упоминаемый в 1774 году; Кодрат Михайлов († 1790 г.); Феодор Иванов († 1809 г.); Феодор Александров († 1811 г.); Иоанн Стефанов Златницкий († 1812 г.); Иоанн Алексеев Знаменский († 1822 г.); Никита Васильев († 1831 г.); Антоний Васильев Щеглов († 1856 г.); в последнее время служили: Лев Выстреевский и Петр Студийский.
До штатов причт содержался доходами за требы и за славленье в Рождество и в Пасху и обычными сборами. Петровшина состояла из масла, яиц, сушенницы (сушеной плотвы); осеньшина – из говядины и льна; крестовики – хлеб, в фунт весу, давались на крестопоклонной неделе Великого поста. С 1843 г. причту положено жалованье. Впрочем сохранились: доходы за славленье и плата за заказные обедни, молебны и пр. Таких доходов собирается в год до 600 р.
Земли при церкви, по планам, считается 227 дес. 2,081 кв. саж. Из них пахатной – 28 дес. 607 кв. саж., сенокосной – 150 дес., лесу – 50 дес. 2,081 кв. саж. Из этого количества священникам достается по 93 дес., диакону – 59 дес. и причетникам по 30 дес. Кроме того, причт владеет 80 десятинами леса и сенокоса на Свирском острове. Церковная земля находится частью у церкви, частью в 5 и 10 верстах.
К церкви принадлежат 57 каменных и 18 деревянных лавок. Причт помещается в собственных домах.
Приход граничит Ладожским озером, Свирью, Свирскою губою и приходами Загубским, Вороновским, Оятским, Колголемским. Деревни его: Надкопанье, Подбережье, Обои, Карпино, Ерофеево, Пучнино, Насоново, Вишняков посад, Баршина, Князево, Герцовшина, Крекачев посад, Шутово, Усть Обоя, Курицыно, Усадище, Сергеевшина, Ручьи, Устеево, Баландино, Рочевшина, Попоротно, Резановшина, Бендевиншина, Медведево, Исаево, Прилук, Кашино, Славниково, Семеновшина, Якшино, Мартыново, Манихино, Песчаницы, Сонино и Чутки.
В приходе есть следующие усадьбы: Сельцо Новое – Трубачеева, в полуверсте от церкви, на р. Косопаше; 2) Фоминшина – в 400 саж. от церкви, родина Феодора Ив. Апрелева, пользовавшегося особенным расположением Александра I; 3) Финичевшина – в 5 вер., помещика Фаворского; 4) Павловское – Мордвинова, при р. Паше, против церкви; 5) Покровское – в 12 вер.; 6) Сельцо Верхняя на р. Паше, в 8 вер. от церкви.
Всех прихожан, по клир. ведомостям 1883 г., м. п. 1.389, ж. 1.689.
К церкви приписаны пустоши: Дьяконовшина, Шабаровшина, Вейский остров, Барской Наволок, Шутовшина, Куивосарской остров, Лошуй и Усть-Паша. Собственно пустошью (т. е. запустелым местом) можно считать Шемякинский Наволок, где есть остатки печей и домов помещика и крестьян. В приходе есть «Рыков остров», принадлежащий наследникам богача Громова. Его считают местом боя двух морских разбойников: Ондруса и Рыка. Ондрус окончил жизнь в Ондрусовском монастыре.
Леса: Кумбитская роща, Фоминская дача, Ручейки, Смолевик, Чернево или Голодуха, Баландинская роща, Безсоновская дача и Шипиловская роща.
Прихожане, кроме земледелия, занимаются сплавом леса и дров и рыбной ловлей; в Карпине делают ведра и кадки; в Манихине, где почтовая станция, занимаются извозом.
Грамотных до 400 человек. Приходское училище основано в 1843 г. священником Алексеем Черенским. Есть еще по деревням передвижные школы, в них учат крестьян, получая от 2 до 3 р. в зиму за учащегося.
Из праздников особенно уважают: 1) день св. Ионы архиепископа новгородского (5-го ноября). Празднуют в Карпине, Обоях, Пучнине, Князеве и Насонове. Празднуется этот день потому, что тамошние крестьяне некогда принадлежали Отенскому монастырю, где почивают мощи святителя; 2) Варлааму Хутынскому празднуют в Якшине, некогда принадлежавшей Хутынскому монастырю; 3) Тихвинской Божией Матери в Пучнине, Князевой и Побережье, в память падежа скота в 1829 воду; 4) Владимирской Божией Матери в Герцовщине, по тому же случаю; 5) Казанской Божией Матери – в Медведевой и Бендевиншине, в память холеры 1831 года; б) Дмитрию Солунскому – в дер. Медведевой и Исаковой; 7) Модесту патриарху иерусалимскому – в Сергеевшине, Ручьях, Устеевой, Резановшине и Баландиной; 8) Петру и Павлу – в Манихиной и Песчанице; 9) Успению – в Сониной; 10) Флору и Лавру – в Чутках.
Кроме обычных крестных ходов, бывают еще крестные ходы вокруг церкви, в праздники Благовещения и Ильи пророка.
Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выпуск 9 (1884)