#мастера
Когда Михаил Врубель сделал предложение певице Надежде Забеле, она его совсем не знала.
Общие знакомые рассказали ей, что Михаил Александрович крепко выпивает. Что зарабатывает он эпизодически, а тратит широко и безоглядно, и потому живет практически впроголодь. Что он — мягко говоря, с причудами.
Словом, предложение было на редкость заманчивым. Немного поразмыслив, Надежда Ивановна ответила «да».
На момент знакомства с будущей женой Михаилу Врубелю исполнилось 40. По части отношений он к тому времени имел изрядный и в основном трагический опыт. Первая большая любовь приключилась с Михаилом Александровичем в 1884-м — ему тогда было 27. Известный археолог, историк искусства Адриан Прахов пригласил молодого художника в Киев для реставрационных работ в Кирилловской церкви. Там Врубель познакомился с красавицей Эмилией.
Эмилия была талантливой пианисткой, ученицей Ференца Листа. Она содержала в Киеве литературный салон и была, по воспоминаниям ее внучки — Александры — «дамой с придурью». Кроме того, она была женой работодателя Врубеля. Это досадное недоразумение не остановило юношу — как честный человек, он предупредил Прахова, что непременно женится на Эмилии. Прахов пожал плечами: это был не первый и не последний раз, когда ради таланта Врубеля окружающие мирились с некоторой эксцентричностью его натуры. Первое время ухаживания Врубеля даже забавляли чету Праховых, но вскоре наскучили обоим, и Врубель был командирован в Италию — изучать византийское искусство.
Едва вернувшись, он сделал Эмилии предложение. Врубель был влюблен не на шутку. Он написал с Эмилии Праховой икону «Богоматерь с младенцем», и вообще возвел вокруг нее настоящий романтический культ. Будучи отвергнутым, он долго переживал. Однажды, много позднее, он пошел купаться со своим приятелем Константином Коровиным, и тот, заметив у него на груди множество больших белых шрамов, спросил, откуда они. «Не знаю, поймете ли вы». — Ответил Врубель. — «Я любил женщину, она меня — нет. Вернее, даже любила, но многое мешало ее пониманию меня. Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались».
Потом были другие романы — чаще мимолетные, но неизменно бурные и, в том или ином смысле, разрушительные.
Словом, Михаил Врубель был натурой мятущейся, порывистой и влюбчивой. Когда он сделал предложение Надежде Забеле, близкие не сомневались, что он это не всерьез и ненадолго. Они ошиблись:
Надежда стала главной и последней любовью Михаила Врубеля.
1 апреля 1868 г. в г.Ковно ( ныне Каунас) родилась Надежда И. Забела -Врубель (1868-1913)- певица , сопрано, жена и муза художника М.Врубеля
Выпускница Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории, Надежда Забела дебютировала в качестве оперной певицы в 1893 году.
Ее карьера сразу задалась — критики отмечали «хрустальную прозрачность тембра» и «прелестное мецца воче в высоком регистре».
Ей рукоплескали в Киеве, Москве и Петербурге, а Римский-Корсаков, услышав пение Забелы, вскоре начал писать специально «под нее».
Ее расцвет и успех связан с московской частной оперой Саввы Мамонтова, где она была первым сопрано.
Именно здесь она заблистала в шедеврах Римского-Корсакова: «Псковитянка», «Царская невеста», «Майская ночь», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Кащей Бессметрный.»
Врубель увидел ее в 1896-м на репетиции оперы «Гензель и Гретель» в Панаевском театре, где работал художником-оформителем.
В перерыве он подбежал к ней, целовал руки, бледнел, краснел, сыпал сбивчивыми комплиментами. Певица была обескуражена столь мощной и стремительной атакой. «Стоявшая здесь Т. С. Любатович (Татьяна Любатович исполняла партию Гензеля — ред.) поспешила мне представить: „Наш художник Михаил Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень экспансивный, но вполне порядочный“.
Буквально через несколько дней Врубель сделал Надежде Ивановне предложение (сестре он писал, что непременно покончил бы с собой в случае отказа). Как ни странно, та согласилась.
Вскоре Надежда Забела уехала выступать в Швейцарию. Врубель, спешно окончив текущие дела, отправился следом. Венчание проходило в Крестовоздвиженском соборе Женевы. От вокзала к собору Врубель шел — или, вернее, почти бежал — пешком: денег на извозчика по обыкновению не было.
Брак этот изменил их обоих.
Катерина Ге вспоминала, что сестра ее «сделалась как-то по-особенному моложава и интересна — от атмосферы влюбленности, которой ее окружал этот Врубель». Музыкальные критики стали находить в ее голосе новые, более теплые и мягкие оттенки.
Надежда Ивановна была не только женой, но и музой гениального художника Михаила Врубеля и практически единственной его моделью.
Врубель был чрезвычайно музыкален, старался не пропускать выступлений жены — по ее подсчетам, только постановку «Садко» Михаил Александрович посмотрел не менее 90 раз.
Она всегда прислушивалась к его советам.
Все её костюмы и грим Врубель придумывал сам.
Ему особенно нравились её портреты в тех сценических костюмах или нарядных платьях, которые он сам для неё придумал:
«Царевна-Лебедь, «Морская Царевна» — эти знаменитые картины Врубеля не просто сказочные образы, а портреты жены в ролях их опер Римского-Корсакова.
В 1901 году у Врубелей родился сын — событие это положило идиллии конец.
Мальчик (названный в честь Мамонтова Саввой) родился с расщепленным небом — в народе такое называют «заячьей губой». Это произвело на Врубеля тягостное впечатление, он видел в, казалось бы, пустяковом дефекте дурной знак.
Чтобы ухаживать за сыном, Забела временно оставила сцену, и Врубелю пришлось обеспечивать семью самостоятельно — к такой ответственности он не привык. Он работал по 14 часов в сутки (против привычных четырех), но к каким-либо результатам не приближался. Врубель в это время работал над «Демоном поверженным». Практически готовую картину он переделывал снова и снова — перфекционизм превращался в одержимость и исступление. В 1902-м Врубеля впервые госпитализировали с диагнозом «острое психическое расстройство».
Еще через год внезапно заболел и умер Савва — нестабильной психике Врубеля был нанесен страшный удар.
В моменты просветления Врубель с удовольствием слушал ее пение. Для оркестрового звучания он был уже слишком слаб, но «прелестное мецца воче» жены любил как прежде.
Кроме прочего художник начал слепнуть.
До самого конца он рисовал Надежду Забелу, воссоздавая милые черты по памяти, практически на ощупь.
В 1910-м Михаила Врубеля не стало.
Надежда Забела изо всех сил старалась жить дальше, продолжала выступать.
«Теперь, разучивая что-нибудь, я думаю о том — как бы это понравилось М. А. Но, увы, его уже нет» — писала она.
Её последний концерт состоялся в 1913 году, где она исполнила любимого Римского-Корсакова, а в ночь после концерта её не стало ( она скончалась от сердечного приступа).
Надежда Забела пережила мужа всего на 3 года.
Она умерла при несколько туманных обстоятельствах. Некоторые биографы утверждают, что это было самоубийство.
Ей было всего 45 лет.