Продажа картин из коллекции Эрмитажа — предпринятый правительством СССР в 1929—1934 годах акт распродажи полотен эрмитажной коллекции ради получения средств для индустриализации страны.
Всего из залов и запасников музея было отобрано 2880 картин, 350 из которых — произведения значительной художественной ценности, а 59 — шедевры мирового значения[1]; некоторые из них находились в музее ещё со времён его основания Екатериной Великой. Небольшая часть полотен, не найдя покупателя, всё же вернулась в музей, но около 50 знаменитых шедевров — включая работы таких мастеров, как Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль, — навсегда покинули Россию. В результате картин Ван Эйка в Эрмитаже (и в России в целом) не осталось вообще, а ряд других художников первого ряда (Рафаэль, Боттичелли, Перуджино) остались представлены второстепенными произведениями.
Продажу полотен первого ряда предполагалось провести тайно, но информация распространилась среди избранных западных торговцев. Первым покупателем шедевров Эрмитажа стал Галуст Гюльбенкян, основатель Iraq Petroleum Company, торговавший с Советской Россией нефтью. Г. Л. Пятаков, налаживавший с ним торговые контакты, за несколько лет до этого предложил коллекционеру приобрести некоторые картины. Гюльбенкян с радостью откликнулся и направил свой список, куда входили, в частности, «Юдифь» Джорджоне, «Возвращение блудного сына» Рембрандта и «Персей и Андромеда» Рубенса, но сделка не состоялась.
Наступление Великой депрессии 1930-х годов снизило интерес к вложениям в искусство во всём мире. Кроме того, активная работа «Антиквариата» перенасытила рынок и привела к демпингу. Наконец, в 1930 году было решено продолжить продажу шедевров первого ряда, поскольку они гарантированно должны были найти покупателя, способного предложить достойную цену, что было необходимо для выполнения плана по выручке валюты. Комиссары вспомнили об интересе Гюльбенкяна. По трём договорам он приобрёл 51 эрмитажный экспонат за 278 900 фунтов, по предварительной договорённости уступив четыре картины парижскому антиквару Натану Вильденштайну. Большинство предметов сейчас находится в постоянной экспозиции основанного фондом Гюльбенкяна музея в Лиссабоне.
Продавцы остались недовольны результатами сделки и стали искать новых покупателей; Гюльбенкян тоже не был удовлетворён действиями советских агентов, которых считал глупыми и непрофессиональными, о чём свидетельствует его письмо-меморандум советскому руководству: «Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, дает основание для серьёзнейшего диагноза»