Начало хора имени Пятницкого

Весной 1911 года на улицах Москвы появились афиши, приглашавшие почтенную публику посетить концерт крестьянского хора. В афише писалось, что хором будут исполнены народные русские песни. Этот день можно считать днём рождения всемирно известного русского хора имени Пятницкого. 2 марта 1911 года стало и триумфом организатора и руководителя хора Митрофана Ефимовича Пятницкого.

Митрофан Пятницкий вышел из духовного сословия. Он окончил Воронежскую духовную семинарию, но его сердце не лежало служению богу. Пятницкий перебрался в Москву и мечтал стать оперным певцом. С юности у него было увлечение собирать русский национальный фольклор. Это увлечение и стало делом всей его жизни.

Еще в 1902 году Пятницкий приступил к созданию ансамбля народной песни. В 1910 году Митрофан Ефимович Пятницкий создал хор из народных певцов Воронежской, Смоленской и Рязанской губерний, который впоследствии получил имя своего создателя. 2 марта 1911 года хор впервые выступил в зале Дворянского собрания Москвы.

Зал был полон. Медленно раздвинулся занавес и перед удивленными зрителями предстала обыкновенная деревенская изба, вдоль бревенчатых стен которой стояли грубо сколоченные лавки. Русская печка, чугунки, кочерга, ухваты, люлька, прялка, сундук с приданым… На сцену вышли восемнадцать крестьян.

Концерт прошел под оглушительные овации зрителей. Это было чем-то совершенно новым, объединившим в себе народную песню и театрализованное представление. Тот первый концерт хора показал красоту русской народной песни и открыл дорогу на концертные подмостки ее исполнителям – простым русским крестьянам.

Как свои песни, так и их исполнителей Пятницкий отбирал в поездках по деревням. К концу своей музыкальной деятельности Пятницкий не только записал на фонограф порядка 400 народных песен, но и собрал уникальную коллекцию народных инструментов и костюмов.

«Народная песня, — говорил Митрофан Ефимович Пятницкий — эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает и ее надо спасать».

Песни в его хоре пели нигде и никогда не учившиеся музыке простые русские крестьяне. Они приезжали в город только на время выступления. Хор пел как это было принято в деревнях проникновенно и бесхитростно. «Рядили они веками родную песню, как невесту к венцу, чтобы она, желанная, увидела свет Божий»– писал в те дни Пятницкий.

“Крестьяне-певцы выступают в подлинных костюмах своих губерний и при соответствующих декорациях.

Первое отделение изображало “Вечер за околицей”.

Второе отделение называлось “Праздничный день после обедни” и состояло сплошь из духовных стихов.

Третье отделение представляет из себя свадебный обряд в избе Воронежской губернии, песни венчальные и обрядовые” — Газета “Московский листок”.

Известный композитор А.Д. Кастальский, поражённый необычным выступлением хора, написал: «Эти никому неведомые Николаи Ивановичи, Аринушки, Прасковьи Фёдоровны зачастую так владеют своим искусством в его целом (мелодия, гармония, контрапункт, музыкальная экспрессия), что нам трудно понять, как, занимаясь этим искусством между делом, можно так артистично его передавать слушателям, притом в совершенно необычной для исполнителей обстановке.

Крестьянские концерты, устроенные М.Е. Пятницким, представляли в этом отношении высокий музыкальный интерес для нашей публики, давая возможность непосредственно слышать подлинные образцы музыкального исполнения, с его характерными тембрами голосов, своеобразным музыкальным орнаментом, дающие впечатление особой свежести и новизны даже для наших, привыкших ко всему ушей…».

«Не стану отмечать выдающиеся отдельные песни. Почти все они интересны, если не по музыке, то по исполнению, словам или обрядам… Несколько песен спето было с сопровождением жалейки и малороссийской “лиры” (“рыле” – обычный инструмент слепцов в Малороссии). Из хороводных песен особенно интересна “На горе-то калина”, где повесть вольной любви изображена в лицах с поистине стихийной простотой.

Наиболее цельное впечатление производит картина свадьбы (3-е отделение). На улице слышно пение девушек, невеста причитает, входит жених с родными, его встречают песней, ведут к нему невесту, сваха угощает всех с новыми шутками и т.д. Кончается дело, конечно, плясовыми песнями: тут и бойкий напев, и синкопирующие залихватские вскрикивания подголосков, и всевозможные ритмы притоптываний, и жалейка, и хлопанье в ладоши, и водоворот пляски, – всё сливается в одно живое, кипучее целое – “дым коромыслом”; больше всего захватывает это и публику, и под конец самих исполнителей, даже стариков»- музыкальный критик Ю. Энгель.

Концерты хора проводились без предварительных спевок. «В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют её, “как умеют”. Я делаю им только два указания: потише и погромче. Я их только об одном прошу: пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поёте» — рассказывал о своем хоре Пятницкий.

Среди поклонников хора были такие знаменитые русские деятели культуры как Шаляпин, Рахманинов, Бунин, Танеев. Певцы называли себя “певческой артелью”. Они пели для столичной публики и после концерта вновь разъезжались по своим деревням. Надо сказать, что на подъеме славянофильства в России конкурентов у хора Пятницкого было достаточно и это были профессиональные исполнители — хор Агренёва, Лапотная капелла, Матрёшки. Но все они пели преимущественно в ресторанах и ориентировались не на народное искусство, а на потеху подвыпившей публики.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции хор сразу получил поддержку нового государства. В 1918 году хор был приглашен в красноармейский клуб Кремля (сегодня Колонный зал Дома союзов). После этого выступления к Митрофану Пятницкому подошел поговорить Ленин. После беседы Владимир Ильич распорядился предоставить артистам хора постоянное жилье в Москве и работу на фабриках и заводах. Так хор начал свою работу на профессиональной основе.

Пятницкий понимал, что превращение хора в кабацкий вариант зарабатывания денег убьет его самобытность. «Наше искусство ситцевое – оно не продаётся!»”. Уже перед самой смертью он наказывал : «Не пойте в ресторанах; крепко держите знамя подлинной народной песни. А если хор перейдёт работать в ресторан, то не связывайте с ним моё имя». Благотворительные же концерты Пятницкий устраивал.

После смерти Митрофана Ефимовича Пятницкого наступившей 21 января 1927 года, хор получил его имя. Одновременно начал формироваться новый облик хора, который к концу 30-х годов стал эталоном для советских профессиональных и самодеятельных народных хоров.

В 1929 году вокруг хора им. Пятницкого развернулась полемика о том нужен ли он современной России. «Нам не нужен хор с песнями кулацкой деревни. Новой деревне – новые песни». В газетах писали, что хор, который поет песни старой деревни отжил свое и стране необходимы новые песни. Вынужденным ответом на это явилось создание новым руководителем хора Владимиром Григорьевичем Захаровым песен о коллективизации «Прокати нас, Петруша, на тракторе», электрификации «Вдоль деревни от избы и до избы». Это конечно не были народные песни, но каждой эпохе свои художественные произведения и благодаря высочайшему творческому мастерству исполнителей, эти номера принимали «на ура». Вместе с ними вокальные произведения созданные в фольклорном духе «И кто его знает», «Ой туманы мои, растуманы», стали народным достоянием и песнями которые пел весь советский народ.

Сталин, как раньше и Ленин, также был поклонником хора им. Пятницкого. Он оценил его национальный колорит и вклад в пропаганду советского образа жизни. Естественно и партийная элита 30-х годов всячески содействовала хору Пятницкого. Так лучшие намерения улучшить музыкальную подготовку хористов и обучить их французскому классическому балету привели с одной стороны к тому, что звучание хора стало мягче, благозвучнее, но с другой стороны была потеряна народная самобытность хора. Хор становился причесанным и псевдонародным, хотя внешне эффектные танцы исполнителей и вызывали восторг публики.

С 1938 года хор имени Пятницкого разделился на две группы – танцевальную и оркестровую. В течении более 60 лет танцевальную группу возглавляла ее основатель Народная артистка СССР Татьяна Устинова. Оркестровую группу основал и возглавил Народный артист РСФСР Вячеслав Хватов. Хор им. Пятницкого превратился в коллектив высочайшего уровня, что без которого не обходились государственные мероприятия.

В годы Великой Отечественной войны коллектив хора, как и многие другие советские артисты, выступал со своими концертами на передовой, не прекращая концертной деятельности ни на один день. Его песня «Ой, туманы мои» стала гимном партизанского движения (слова Михаила Исаковского, музыка Владимира Захарова). 9 мая 1945 года в числе немногих коллективов хор пел в Москве на Красной площади перед победителями фашизма. Сохранились документальные кадры снятые на Красной площади, где видно как приветствуя хор, в воздух летят пилотки, бескозырки и фуражки. Хор им. Пятницкого стал одним из ярких народных символом Советской державы. Его гастроли видели зрители более чем сорока стран мира.

В период развитого социализма была эпоха огромных полотен, вокально-хореографических сюит и композиций. Хор им. Пятницкого исполнял музыкальные произведения как «Поэма о Волге», где на изображавшую Волгу сцену выплывал корабль, пели песни и о кукурузе, об освоении космоса, «Расцветай, земля весенняя», «Красное знамя».

Костюмы участников хора менялись в разные периоды. Были и явные перегибы «деревенского быта»- так в начале 50-х годов артистки красовались на сцене в модных платьях того времени и с шестимесячной завивкой на головах, а танцоры щеголяли в двубортных пиджаках и брюках клёш. Позже были и огромные кокошники и даже платья со стразами.

С 1962 г. коллектив возглавил известный композитор и народный артист России Валентин Левашов. С 1989 года по настоящее время коллектив возглавляет Народная артистка России Александра Пермякова. Она вернула хор к народным истокам, к тому, что пропагандировал в своем творчестве основатель хора — Митрофан Ефимович Пятницкий. И случилось чудо — костюмы хора времен Пятницкого — простые русские сарафаны, кофты, скромные платки возвратили коллектив хора из матрешечного, разукрашенного стразово-бархатно-парчового псевдонародного коллектива в современный крестьянский хор Митрофана Пятницкого.

Он стал вновь исполнять подлинно русские народные песни и танцы разных областей нашей родины как: «Кадриль преленских ямщиков», «Касимовская пляска», «Саратовская карачанка».

В настоящее время выступления хора им. Пятницкого не часто можно увидеть на экране телевизора. «Формат» российских телеканалов заполонила попса, а руководители страны подпевают заезжим зарубежным звездам. Но не смотря на это, юбилейный концерт хора им. Пятницкого в Государственном Кремлевском дворце, где помещается почти 6,5 тысяч зрителей, был переполнен. Хотя средний возраст артистов хора всего 19 лет, среди них насчитывается 47 лауреатов региональных и всероссийских конкурсов вокалистов, представляющих 30 регионов России.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?