105 лет назад, 7 апреля 1918 года, в честь предстоящего празднования Первомая Лев Каменев выдал санкцию на снос памятника герою Русско-турецкой войны Михаилу Скобелеву. Средства на этот монумент, задуманный в связи с 25-летием со дня смерти «белого генерала», собирали по всероссийской подписке. Памятник успел простоять всего шесть лет. Новая власть нарекла его одним из «наиболее уродливых истуканов», и 1 мая 1918 года он был разрушен во исполнение декрета «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг».
Вместо него осенью 1918 года поставили Обелиск Конституции — 26-метровую стелу. Через год в композицию включили бетонную Статую Свободы, которая должна была символизировать революцию. Кстати, моделью для нее стала племянница Станиславского Вера Алексеева.
Сегодня об этом монументе напоминают только устаревший московский герб, сохранившийся на чугунной решетке Большого Каменного моста, да чудом уцелевшие фантики конца 1920-х годов от конфет фабрики «Красный Октябрь». #МосковскиеЗаписки все же решили вспомнить об этом монументе, тем более что история его установки и внезапного исчезновения весьма интересна.
Появлению памятника столица обязана архитектору Дмитрию Осипову, который в первые послереволюционные годы служил в Комиссии по охране памятников искусства и старины города Москвы — именно этот коллектив в свое время создал эмблему «Серп и молот». В 1918 году Осипов выиграл один из важнейших архитектурных конкурсов молодого советского государства — на разработку макета памятника советской конституции. Впрочем, при выборе победителя тогда исходили не столько из художественных достоинств проекта, сколько из дешевизны работ и возможности их завершения в максимально сжатые сроки — к первой годовщине революции. На все про все Моссовет выделил 75 тысяч рублей.
В начале осени 1918 года москвичи с интересом наблюдали, как на Советской площади рабочие спешно возводили из кирпича 26-метровую трехгранную стелу, которую потом штукатурили под гранит цементом с мраморной крошкой (позже для лучшей имитации гранита на штукатурке были сделаны засечки). В нишу основания обелиска вмонтировали трибуну и деревянные доски с текстом конституции. Позднее текст был отлит на бронзовых щитах, оставшихся от снесенных памятников «белому генералу» и Александру III. Не даром тогда говорили: «Сняли Скобелева: генералов вон. На этом памятнике — советский закон!»
К торжественному открытию все здания на Советской площади были выкрашены в желтый цвет, а Моссовет — в красный. Свидетель торжеств вспоминал: «Только одна площадь в Москве производила целостное впечатление благодаря общему единству своего убранства. Это — Советская площадь. В красных длинных стягах, густо увешанных вокруг обелиска, в плакатах, протянутых поперек Тверской, в гирляндах зелени была какая-то пышная и строгая торжественность и, я бы сказал, даже приятная массивность». В речи на открытии обелиска нарком просвещения Республики Анатолий Луначарский сравнил его с «гранитным кристаллом, символизирующим стремление пролетариата вперед». А москвичи мрачно пошучивали: «Почему Свобода против Моссовета? — Потому, что Моссовет против свободы!»
27 июля 1919 года прошло второе открытие памятника в обновленном виде: над трибуной теперь возвышалась аллегория свободы — бетонная статуя, выполненная по замыслу скульптора Николая Андреева. Мощная женская фигура во фригийском колпаке, с земной сферой в руке по задумке ее создателя должна была символизировать пролетарскую революцию и становление нового общества. Считается, что в качестве моделей для статуи были задействованы знакомые Николая Андреева — племянница Константина Станиславского Вера Алексеева и московский врач Екатерина Кост. Однако роль прообраза оспаривала в свое время и актриса Художественного театра Евгения Хованская.
В книге «Карманный путеводитель по Москве» 1923 года издания отзыв об этом обелиске самый лестный: «На Советской площади первое, что бросается в глаза — прекрасный Обелиск Свободы, работы скульптора Андреева, один из первых революционных памятников Москвы. К высокому стройному обелиску прислонена фигура женщины, — символ свободы, — в мощном порыве устремленной ввысь». Ограды у обелиска не было, широкие ступени вели на площадку, окружавшую основание постамента. На удобных прогретых солнцем ступенях отдыхали старики, играли дети.
А уже на следующий год изображение этого обелиска стало неотъемлемой частью столичного герба. Как раз в этом качестве оно и запечатлено на барельефах чугунных решеток перил построенного в 1938 году Большого Каменного моста через Москва-реку. Впрочем, как раз к концу 30-х годов монумент выглядел совсем непрезентабельно, нуждался в капитальной реставрации: все-таки кирпич и бетон не самые прочные и подходящие для монументального искусства материалы. Однако Мосгорисполком неожиданного для многих решил ремонт памятника не проводить. Он был взорван в ночь на 21 апреля 1941 года (аккурат на день рожденья Ленина) — по официальной версии из-за его «несоответствия архитектурному облику площади».
По одной из версий, после взрыва возле памятника случайно оказался директор Третьяковской галереи Александр Замошкин. Он увидел уцелевшую голову статуи на земле и распорядился, чтобы ее отвезли в Третьяковку. По другой версии, директору позвонили из Моссовета и сказали: «Забирайте голову!». Есть и третья версия спасения головы: сотрудница Третьяковской галереи Ерманская после взрыва на глазах изумленной толпы вручную перебрала гранитные осколки, нашла уцелевшее лицо Свободы и спрятала его в подвале дворника Клокова. Поскольку Третьяковская галерея не может хранить ценности, не переданные ей государством на хранение, то якобы голова до 1967 года лежала в подвале, не имела инвентарного номера. Впервые ее показали на выставке в 1968 году. С тех пор осколок побывал на самых престижных международных выставках, где снискал похвалу скульпторов и искусствоведов. Сегодня спасенная голова советской Свободы хранится в запасниках Третьяковской галереи и выставляется только к значимым датам.
#Москва #СтараяМосква #МосковскиеЗаписки