Одно из самых известных полотен Владимира Маковского «На бульваре» создано в 1887 году. Как и в других своих работах, Владимир Егорович здесь придерживается документальной точности изображения. И, тем не менее, даже при этой точности возникают споры. Одни знатоки уверяют, что эта бытовая сцена разворачивается на Рождественском бульваре Москвы, возле Трубной площади. А церковь, изображенная на заднем плане, – это храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. Другие уверяют, что Маковский изобразил соседний Сретенский бульвар — самый короткий и единственный в Москве, проезжая часть которого ниже уровня самого бульвара, так как он образован на месте Земляного вала. А церковь, возможно, Николая Чудотворца в Мясниках, которую снесут в 1928 году. Слева вдалеке виден силуэт Сухаревой башни.
«Подобные пары можно наблюдать ежедневно на бульварах Москвы, примыкающих к Трубе, Сретенке и Мясницкой и переполненных рабочим и фабричным людом, почему наша, так называемая, порядочная публика не любит избирать эти бульвары местом своих прогулок», — писал художник-передвижник Александр Киселев об этом полотне.
Известно, что в 1960 году во время историко-бытовой экспедиции сотрудники музея Переславля в селе Даратники встретили старушку – Ефросинью Немцову, которая заявила о том, что на картине Маковского изображены ее родители: «На ней изображены мой отец Афанасий Егорович и мать Аграфена Михайловна Филатовы. Отец, едва женившись, уехал на заработки в Москву и устроился дворником на Мясницкой улице. К нему часто приезжала молодая жена, моя мать. Там-то родилась и я. Отца и мать часто рисовали художники, потому что на Мясницкой улице находилось училище живописи».
#МосковскиеЗаписки