Мытищи. Церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Владимирская церковь в Мытищах (Церковь Владимирской иконы Божией Матери) расположена на Ярославском шоссе — бывшей Троицкой дороге, по которой богомольцы направлялись через село Мытищи в Троице-Сергиев монастырь. У самого шоссе стоит дивной красы церковь Владимирской иконы Божией Матери — высокая, голубая. В былые времена со всех проезжавших по дороге или проплывавших по соседней, судоходной тогда реке Яузе собирали мыт — торговую пошлину, отсюда и название Мытищи. Владимирскую церковь построили в 1713 году. В начале XIX века была пристроена колокольня «на семи колоколах». В 1832-м пристроили северный, Сергиевский придел, а в 1899-м — южный, Никольский. Ее высокая колокольня была снесена в 1941-м, как возможный ориентир для вражеской артиллерии возле важной железнодорожной станции. Восстановлена в 1999 году.

В Смутное время старинное село Заболотье, в находившееся в трёх километрах от Мытищ, перестало существовать. На его месте осталась пустошь. Деревянная церковь Святителя Николая Мирликийского, которая была раньше в Заболотье, была восстановлена к 1628 г уже в селе Мытищи. Половина села принадлежала Дворцовому ведомству, а другая — Троице-Сергиеву монастырю, деревянная церковь Святителя Николая стояла на Троицкой половине села.
Стоящий и в наше время на Ярославском шоссе храм Владимирской иконы Божией Матери впервые упомянут в документах 1713 г.: «по челобитью Московского уезда с. Мытищ Богородицкого попа Дмитрия» освящён придел святителя Николая. Эта дата условно принимается за дату построения ныне существующего каменного храма. В книге В. и Г. Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и селах ХVI-ХVIII вв.» каменная церковь в Мытищах упоминается под 1735 г.: священник церкви Владимирской иконы Божией Матери, вотчины благоверной государыни царевны Елизаветы Петровны с. Мытищ, Иван Фёдоров обратился в Синодальный Казённый приказ за разрешением устроить в храме каменный пол.
В 1814 г. за ветхостью были разобраны старая трапезная и колокольня. В 1816 г. священник храма Дмитрий Фёдоров обратился к управляющему Московской епархией архиепископу Дмитровскому Августину с прошением построить новую трапезную и колокольню. В 1819 г. они были построены. В 1832 г. пристроен северный придел святителя Николая (при участии архитектора Петра Петровича Буренина. В 1898 г. по проекту Бориса Николаевича Шнауберта к церкви Владимирской иконы Божией Матери пристроен придел преподобного Сергия Радонежского.
Во 2-й половине XIX в. храм входил в 6-й благочиннический округ Московского уезда и был одноштатным. В середине XIX в. здесь служил о. Александр Крылов, с 1860-х по 1890-е гг. — о. Иоанн Воскресенский, с 1900 г. — о. Алексей Розанов. В 1906 г. к мытищинскому храму была приписана церковь в пос. Перловский, и штат храма был увеличен.
В конце 1912 г. настоятелем стал о.Николай Протопопов. Он изыскивал средства для строительства церковно-приходской школы и потом был в ней законоучителем. В 1914 г. школа (с часовней) построена по проекту архитектора Ивана Ивановича Позднеева (1858-1928). В её здании, кроме занятий для сотни детей, проводились миссионерские беседы, собрания общества трезвости. (В наше время школа перестроена, в ней размещается туберкулезный диспансер).
В 1929 г. после проведения первых собраний по сбору подписей для закрытия храма около 600 прихожан, в основном женщины, собрались для его защиты и согласились разойтись только после того, как им обещали храм не закрывать. Священников тогда же сослали на Соловки, и в 1930 г был снова поставлен вопрос о закрытии церкви. Разорить её не удалось, но большой колокол сняли.
В 1935 г. храм передали обновленцам. В начале войны, в 1941 г., снесли колокольню из опасения, что она может служить ориентиром при бомбардировках военного завода в Подлипках. В начале 1942 г. храм был закрыт. В нём разместились мастерские по ремонту пожарных машин, потом база снабжения областного УВД. Храм был перестроен, только выступ апсиды и верхняя часть восьмерика над главным храмом и церковная ограда со старинными чугунными решетками напоминали о том, что бесформенное здание у Ярославского шоссе когда-то было церковью.
В 1991 г. храм возвращён верующим. Первое богослужение состоялось 23 мая 1991 г. Настоятелем был назначен игумен Александр (Агриков, 21 июля 2001 г. возведён в сан архимандрита, 2 сентября 2001 г. была совершена хиротония архимандрита Александра в епископа Дмитровского).
В 1995 г. основные работы по восстановлению храма были закончены. В 1999 г. возведена колокольня, 5 ноября 2000 г. на неё поднят и установлен купол со шпилем и крестом.
Каждый год 1-го августа (по старому стилю) от храма Владимирской коны Божиеи Матери направлялся крестный ход к Святому ключу (от которого начинался Московский водопровод) и у часовни совершался водосвятный молебен. Начало водопроводу из Мытищ в Москву положила императрица Екатерина II: в 1779 г., по рассказам современников, она сама попробовала воды из родника, появившегося после удара молнии, почему он получил название «Громовый колодец». В 1804 г. сооружение водопровода по проекту инженера Ф.Б. Бауера, было закончено, к Москве протянулась каменная галерея с акведуком в районе с. Ростокино. Но воды Москве не хватало, в 1826-1835 гг. часть кирпичных галерей была заменена чугунными трубами. В 1853-1856 гг. началась радикальная перестройка по проекту директора Московского водопровода барона Андрея Ивановича Дельвига (1813-1887). В советское время часовня разрушена.
Из книги: Храмы Мытищинского района, сост. свящ. Олег Пэнэжко. Ликино-Дулево, 2002.

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери впервые упомянут в документах 1713 г. «по челобитью Московского уезда села Мытищ Богородского попа Дмитрия». В 1814 г. во Владимирском храме за ветхостью разобрали старую трапезную и колокольню и в 1819 г. возвели вновь. В 1832 г. к Владимирской церкви пристроили северный придел во имя святителя Николая (при участии архитектора П.П. Буренина), в 1898 г. — придел преподобного Сергия Радонежского (по проекту Шнауберга).
В 1914 г. по проекту архитектора Поздеева была построена школа с часовней. В ее здании, кроме занятий для сотни детей, проводились миссионерские беседы, собрания общества трезвости.
В 1929 г. Владимирский храм отстояли от закрытия, но его священники Левшины были сосланы на Соловки. В 1930 г. сняли большой колокол. В 1935 г. храм попал к обновленцам. В начале войны, в 1941 г., снесли колокольню из опасения, что она может служить ориентиром при бомбардировках военного завода. С начала 1942 г. в храме размещались мастерские по ремонту пожарных машин, потом база снабжения областного УВД. Здание после основательной перестройки мало напоминало церковь.
В 1991 г. храм вернули верующим. Первое богослужение состоялось 23 мая 1991 г. В 1995 г. храм восстановлен. В 1999 г. возведена колокольня, 5 ноября 2000 г. на нее поднят и установлен купол со шпилем и крестом.
http://mytischi-vladimi.cerkov.ru

В селе Мытищах в начале XVII ст. построена была деревянная церковь во имя св. Николая Чудотворца, перенесенная из бывшего села Заболотья, у Заболоцкого болота (3 версты от села Мытищ). В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа «жилых данных церквей» за 1628 г. указано: «церковь великого Чудотворца Николы в селе Мытищах, дани 3 алтына 2 деньги, по наказу гривна». В том же порядке Николаевская церковь писалась в приходных книгах того же казенного приказа под Радонежскою десятиною по 1740 г. Церковной дани за 1633-82 гг. платилось 8 алтын 5 денег, заезда гривна.
В записной книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1713 г. значится: «ноября запечатан указ, по челобитью Московского уезда, села Мытищ Богородицкого попа Дмитрия, велено: в том селе Мытищах придел Николая Чудотворца освятить Большого Успенского собора протопопу Федору с братиею и антиминс в тот придел выдан; деньги взято».
В июне месяце 1735 г. священник села Мытищ Иван Федоров и староста Трофим Иванов в доношении, поданном в Синодальный казенный приказ, писали: «в примосковской ее величества благоверной государыни царевны Елисаветы Петровны вотчине, Тайнинской волости, в селе Мытищах имеется каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской и придел Николы Чудотворца; а в той церкви Божии пол деревянный и оные церковные деревянные полы весьма погнили и обветшали, и ныне божественная служба совершается с немалым страхом и опасением, но только на оных деревянных полах в настоящей и в приделе утверждены престолы Божии и вновь наслать каменный пол и утвердить за поколебание престолы Божии на каменном полу без позволительного указа не смеем и просили: выдать указ о постройке каменного пола». На доношении написана резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенского и Каширского: «дать о постройке указ, 1735 г. июня 4 дня». Того же года 6 июня из Синодального казенного приказа выдан указ священнику Ивану Федорову: «вместо ветхого деревянного пола построить в церкви и в алтарях каменный лещадью, а старый престол употребить в топление; пошлин с указа 20 коп., нужнейших три четверти». Тот же священник Иван Федоров со старостою церковным в прошении, поданном в казенный приказ 1736 г. 9 июня, объяснял, что «в церкви Владимирской Пресвятой Богородицы и в приделе Николая Чудотворца престолы Божии и каменный пол построены и чтоб повелено было об освящении церквей дать указ». На прошении резолюция: «дать о посвящении указ и освященный антиминс, 1736 г. 18 июня». Того же 21 июля из Синодального казенного приказа выдан указ об освящении церкви и придела.
Село Мытищи по писцовым книгам 1631-33 г. значится: «на большой переславской дороге, половина села государево, а другая половина Троицкого Сергиева монастыря в вотчине; а в селе церковь и церковные дворы на Троицкой половине. К селу Мытищам к государевой половине пустошь, что было село Заболотье, у Заболоцкого болота, а в ней место церковное, что был храм Николая Чудотворца, а церковь перенесена в село Мытищи; пашни паханные церковные четверть, да лесом поросло в поле, сена церковного 10 копен; пашню пашет и сено косит мытищинский поп». В 1646 г. в селе Мытищах числилось на государевой половине ловчего пути островщиков и осотчиков 29 дворов, в них 71 чел.; на половине Троицы Сергиева монастыря 13 дворов крестьянских, в них 32 чел., и двор бобыльский на церковной земле.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

Когда путешественники и паломники проезжают по автомобильной дороге М8 «Холмогоры», взгляды каждого непременно притягивают нежно-голубые стены храма Владимирской иконы Божией Матери. Неслучайно церковь была построена рядом с Троицким трактом, ведь именно этим путём царский двор и многочисленные богомольцы совершали крестный ход в Троице-Сергиеву Лавру. Точно дата возведения этого храма не известна, но впервые он был упомянут в 1713 году. Именно тогда, как гласят документы, «по челобитью Московского уезда села Мытищи Богородицкого попа Дмитрия был освящён придел Николая Чудотворца». Ещё одно упоминание каменного храма в документах встречается в 1735 году, когда священник церкви Владимирской иконы Божией Матери Иван Фёдоров обратился в Синодальный Приказ за разрешением устроить в храме каменный пол, так как деревянный обветшал. Вместе с заменой пола были установлены и каменные престолы взамен деревянных. Когда в Москве был построен водопровод (1804 год) именно отсюда каждый год 1 августа по старому стилю к Святому (Громовому) ключу направлялся крестный ход, и там, у часовни, совершался водосвятный молебен. Ведь от этого ключа и начинался водопровод. После Отечественной войны 1812 года были возведены новая трапезная и колокольня о семи колоколах, которая стала самой высокой постройкой в округе. Позднее, в 1832 году, к храму был пристроен северный придел святителя Николая, а в конце ХIХ века по проекту Бориса Шнауберта построен придел преподобного Сергия Радонежского. Кирпичный храм типа «восьмерик на четверике» с трёхчастной апсидой и трапезной принадлежит к памятникам московского барокко. В ХХ веке храм переживал бурные изменения. Сначала, в 1906 году, к храму Владимирской иконы Божией Матери была приписана церковь посёлка Перловский. Соответственно увеличился и штат храма. Через несколько лет настоятелем храма стал священник Николая Протопопов, сумевший найти средства для строительства церковно-приходской школы с часовней. Она была открыта в 1914 году, и сам священник преподавал в ней закон Божий. Приглашали туда и взрослых: в церковно-приходской школе проводились миссионерские беседы, а также собрания общества трезвости. При советской власти в конце 20-х годов началась кампания среди местных жителей по сбору подписей за закрытие церкви. Но прихожане мытищинского храма, в основном женщины, встали на его защиту и добились обещания не закрывать Владимирскую церковь. Но спасти настоятеля, отца Сергия Ильинского и священника Сергия Левшина прихожанкам не удалось: обоих сослали на Соловки. Несмотря на такой урон, богослужения в храме не прекратились. Однако в 1930 году вновь была предпринята попытка закрыть храм. С колокольни сняли большой колокол, снесли часовню, построенную неподалёку, а храм был разграблен и осквернён. В самой церкви организовали склады. И, в конце концов, в 1935 году храм передали обновленцам. Некоторое время обновленцев активно поддерживала большевистская власть, которая видела в них союзников в деле разрушения канонической церкви. Когда началась Великая Отечественная война, колокольня храма была частично разрушена: был риск, что она может стать ориентиром для гитлеровских лётчиков при бомбардировках военного завода в Подлипках. А в 1942 году храм вообще закрыли и частично переоборудовали внутреннее пространство. В его стенах устроили мастерские по ремонту пожарных машин. Позднее здесь размещалась база снабжения Управления внутренних дел Московской области. Храм был перестроен до неузнаваемости, сохранились только отдельные архитектурные детали — выступ апсиды и верхняя часть восьмерика на четверике, что составляло основу главного храма. Уцелела и старинная церковная ограда с чугунными решётками. Грустное впечатление влачил долгое время этот храм, и на протяжении всего советского периода, это уродливое строение видели туристы и иностранцы, путешествовавшие по Золотому Кольцу России. И только в 1991 году храм Владимирской иконы Божией Матери был возвращён верующим, и начались работы по его восстановлению, которые, в основном, были завершены в 1995 году. Настоятелем Владимирской церкви стал игумен Александр (Агриков), ныне епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. В 1994 году отец Александр возглавил Мытищинское благочиние, а настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери сейчас является протоиерей Димитрий Оловянников. Впервые после долгого перерыва богослужение в храме Владимирской иконы Божией Матери состоялось 23 мая 1991 года. А в преддверии 2000-летия Рождества Христова была заново возведена колокольня. Подъём купола состоялся 5 ноября 1999 года. С этого момента колокольня храма увенчалась серебристой оцинкованной главкой со шпилем и крестом. Купол же основного храма также был покрыт из серебристого железа, а главка была выкрашена в голубой цвет. В 2013 году все купола, главки и шпиль были позолочены. Таким образом, Владимирский храм стал ещё красивее, тем самым привлекающий к себе внимание всех проезжающих по Ярославскому шоссе. Из газеты: «Спутник» от 27 июля 2017 года №29 (1770)/Храм небесного цвета/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?