Мышкин. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Заложен 15 августа 1805 г. на средства горожан и купцов Козьмы Ивановича Дрожденкова и Ивана Андроновича Замяткина. Построен в 1820 г. артелью ярославских каменщиков по проекту архитектора И.Манфрини. В 1829-1832 гг. храм расписан Т.А.Медведевым, в 1866 г. живопись реставрирована мышкинским мастером А.Е.Смирновым, для окон изготовлены цветные витражи.

Главная соборная площадь города (между улицами Никольской и Рыбинской) застраивалась в первой половине XIX века зданиями в стиле классицизма, большинство из которых сохранилось до наших дней и составляет единый архитектурный ансамбль. Его композиционным центром является собор Успения Богоматери, выстроенный в 1805-1820 гг по проекту архитектора И Манфрини.
Успенский собор – крупное архитектурное сооружение в стиле классицизма – и доныне является архитектурной доминантой старой части города. Его центральный объем – четверик с далеко вынесенной полукруглой апсидой – служит основание для широкого барабана, перекрытого плоским куполом. С запада к нему примыкает небольшая трапезная и трехъярусная колокольня. Северный и южный фасады четверка, а также западный фасад нижнего яруса колокольни оформлены портиками ионического ордера с треугольными фронтонами. Стремясь увеличить боковые главы, сделать их соразмерными центральному куполу, архитектор вводит в композицию здания четыре высоких (от цоколя до карниза) полуцилиндрических объема, примыкающих к западной и восточной стенам четверика и служащих основанием для барабанов боковых глав. Верхняя часть здания зрительно облегчена множеством сквозных и ложных окон разнообразной формы. На центральном барабане появляется несколько вольно трактованное итальянское окно. На стенах трапезной то же тройное окно дополняется термальным окном, помещенным в верхнем ярусе. Над северным и южным порталами, на апсиде и на боковых барабанах помещены большие круглые окна: прямоугольные окна помещены в плоские ниши с полуциркулярным верхом. Зрительно уравновешивая огромную апсиду храма, колокольня ныне отмечена некоторой тяжеловесностью. Однако это впечатление – результат многочисленных позднейших перестроек и утрат. Изначально колокольня выглядела более изящно. Успенский собор так же дошел до нас с некоторыми утратами. Исчезли фигурные главки над куполами, сквозные окна в барабанах глав. В результате собор, как и колокольня, стал зрительно заметно тяжелее. Следует учесть и то, что прежде внешний вид здания оживлялся желто-белой раскраской фасадов. В тимпанах фронтонов помещались живописные композиции на религиозные сюжеты.
В интерьере храма сохранились, хотя в большими утратами и повреждениями, росписи, выполненные в 1830-е гг. известной в Верхнем Поволжье артелью под руководством Т.А. Медведева – выходца из крепостных крестьян, уроженца села Тейково (ныне Ивановская область). Мастера этой артели расписывали Спасо-Преображенский собор в Угличе, Воскресенский собор в Больших Солях. Стремясь достичь эффекта пышного внутреннего убранства храма при минимальных затратах, живописцы используют технику гризайль, имитируя колонны, карнизы и лепнину. Композиции на темы Священного Писания выполнены в красновато-коричневой гамме и заключены в фигурные рамы. В парусах под центральным куполом помещены традиционные изображения евангелистов, в алтаре – навозаветная Троица, на южной стене – надпись, сообщающая о времени построения храма. На стенах и потоке трапезной расположены ветхозаветные сюжеты: «Моисей жезлом высекает воду из скалы», «Медный змий», «Моисей вручает народу скрижали с заповедями» и др.
По книге Борисова Н.С. «Малые города Верхневолжья. Рыбинск-Мышкин-Пошехонье»

В г. Мышкине два отдельных каменных собора. Летний Успенский с одним престолом, построен в 1820 г. Зимний Никольский с тремя престолами: первый – св. Николая Мирликийского, второй — св. благоверных князей Бориса и Глеба и св. благоверного князя Александра Невского. Собор сей построен в 1837 г., приходский, строен тщанием прихожан. Особо чтимая икона Троеручицы Божией Матери, почитается за чудотворную. Одна каменная часовня при Никольском соборе, в саженях 40 от него, построена в 1888 г.
При соборе земли пахотной и сенокосной 77 десятины 1398 кв. саж. Три церковные деревянные на каменном фундаменте дома. Церковного капитала в билетах 18 853 руб. Прихожан 1132 муж. пола и 1470 жен. пола. Расстояние деревень от города от полутора до 2,5 верст. При соборе церковно-приходская школа, церковно-приходское попечительство и при нем библиотека. Штатный состав причта: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. Причтового капитала в процентных бумагах 23 091 руб. 50 коп.
«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Успенский собор начали возводить в самом начале ХIХ века. 15 августа 1805 года чаяниями купцов К. И. Дрожденкова и И. А. Замяткина заложили первый камень, а через 15 лет освятили храм в честь Успения Божией Матери. Говорят, мышкинцы захотели, чтобы у низ было «всё по-городскому», и собор они желали построить «не хуже, чем у других». Возможно, поэтому разработать проект будущего храма они поручили иностранцу — Иоганну Манфрини. Выходец из Италии, он, говорят, был ярым русофилом и преданным поклонником русской архитектуры. В строительных работах была задействована артель ярославских каменщиков. По задумке заказчиков, собор должен был стать городской доминантой, расположившись на центральной торговой площади. Даже сейчас Успенский собор поражает своими размерами, а в ХIХ веке явно казался «не по чину» такому крошечному городу. С запада к храму примыкала трёхъярусная колокольня…
Успенский собор на сегодняшний день является вторым по величине из всех уцелевших храмов Верхней Волги после рыбинского Спасо-Преображенского храма. В первое послереволюционное десятилетие собор закрыли и попросту разграбили. Само соборное здание решили не сносить, а использовать «на благо рабочего класса» — сначала в нём хранили лён, затем продовольственные продукты. Колокольню, как это часто тогда делали, приспособили под водонапорную башню.
В 1986 году «п. Мышкино» (всё ещё с унизительными для местных жителей буквами «п» и «о») включили в список исторических населённых мест РСФСР. Через пять лет вернули городской статус, а ещё год спустя Успенский собор передали Ярославской епархии. Службы и реставрация там начались одновременно. Восстановление длится практически столько же, сколько собор в своё время строился! Объясняется это не столько объёмом работ, сколько финансовыми сложностями. Впрочем, и объём — тот ещё: специалистам приходилось проверять всю кладку, вынимать испорченные кирпичи, заменяя их новыми. В процессе такой перекладки купол собора «просел», стал на два метра ниже!
После революции судьба реликвий Успенского собора в Мышкине была печальна. Безбожники хозяйничали и безчинствовали в Успенском храме несколько дней. Срывали со стен иконы, рубили их на куски и бросали в Волгу. Плывущие вниз по течению изуродованные образа являли собой жуткое зрелище. А ведь это были не только «предметы культа», как цинично называли их большевики. Многие иконы принадлежали кисти Тимофея Медведева и его артели, они, как и росписи, были выполнены «в добротной академической манере» и вполне могли считаться хотя бы произведением искусства, будь у новых хозяев Мышкина чуть больше вкуса и образованности. Известно, например, что именно Медведев создавал образа для соборного иконостаса — ни один из них не дошёл до наших дней. За годы небрежения сильно пострадали и медведевские фрески, всегда привлекавшие внимание специалистов как филигранной, слегка «итальянизирующей» техникой, так и достаточно своеобразной, если не сказать смелой, художественной трактовкой образов Священного Писания. Участь соборных колоколов тоже была печальна; по всей стране их отправляли на переплавку. Мышкинские же варвары просто низвергли их с колокольни и разбили их вдребезги. Бессмысленное уничтожение всего, которое хоть как-то напоминало о «прошлой» жизни… Когда уже в наши дни взялись за восстановление Успенского собора, в него привезли добротный иконостас из села Николо-Топор — тамошняя церковь, увы, находилась тогда в аварийном состоянии, но иконостас был в хорошем состоянии. Судя по стилистике, он был сооружён предположительно в 1880-е годы. Привезли в главный городской храм и иконы. Некоторые были написаны современными мастерами, но были и старинные образа в массивных ризах. Среди них особенно выделялась икона Божией Матери «Всех скорбящих радость». Издавна этот образ был почитаем на Руси, а особенно с тех пор, как в 1643 году прославился бдагодаря чудесному исцелению сестры тогдашнего патриарха Иоакима — Евфимии.
Как известно, русские традиции «соборостроения» в больших городах требовали обязательного пятиглавия. Причём независимо от того, было ли возводимое сооружение похоже на «эталон» — Успенский собор Московского кремля. Как ни парадоксально это может показаться, храм близок к незатейливым постройкам с самой простой классической схемой «храм кораблём с ротондой на четверике». Таким, как, скажем, Троицкая церковь в Бологом, пусть даже этот храм 1808 года значительно проще мышкинского — они очень близки типически. Можно отметить, что это — тип отнюдь не городского собора, а небольшого сельского, в лучшем случае усадебного храма. Подчёркивая соборный статус своего творения, Манфрини смело вводит в одноглавую схему… пятиглавие. Архитектор модифицирует конструкцию, вводя по углам цилиндрические объёмы во всю высоту четверика. На них и установлены были боковые главы.
В целом в облике Успенского собора сочетаются строгое соблюдение русских церковных традиций (вплоть до крестообразности в плане) и програмные требования классицизма, такие как чёткая геометрия форм и монументальность сооружения. Ротонда и боковые барабаны сделаны соразмерными, равно как и главы над ними; центральный барабан богато остеклённый, угловые — глухие. Эти последние как бы «вырастают» из дополнительных цилиндрических объёмов по углам четверика — пример осмысленного творчества зодчего в заранее задуманных архитектурной стилистикой рамках. Центральная глава храма фигурная: почти идеальная сфера с перемычкой внизу увенчана подобием «ярославской вазы» под яблоком креста. В отличие от многих классических проектов, стремившихся к минимизации главки, проект Манфрини изначально предполагал крупную «луковицу». Барабан заниженный, уплощённый, пропорциями перекликающийся с большой ротондой. Окна трапезной как бы «мирят между собой» тройные окна ротонды и ординарные, с циркульным вторым светом, — основного объёма. В нижнем ярусе — вариация на тему тройного проёма, центральное окно — широкое, как у основного объёма (и даже подчёркнутое собственным фронтончиком!), боковые уже и ниже; в верхнем ярусе — полуциркульное окно, характерное для зрелого классицизма, также трёхчастное.
Интересна сама по себе и апсида собора. Она здесь подчёркнуто развитая, как бы вырастает из дополнительных «цилиндров» северо-восточного и юго-восточного углов, что в целом усложняет восточный фасад. В алтаре многочисленные широкие прямоугольные окна, над ними вторым ярусом идут циркульные — причём сквозные чередуются с ложными. В межоконных проёмах размещены пилястры, дополняющие рисунок колонн северного и южного фасадов. В интерьере собора всё подчинено развитию главного замысла архитектора — максимальному конструктивному и зрительному увеличению пространства внутри грандиозной ротонды. На достижение этого эффекта работают и относительно небольшая, как бы «сокращённая» трапезная, а в антитезу ей — развитая апсида с обширной конкой, как бы дополняющей подкупольное пространство. Снаружи верх здания визуально облегчают окна (тройные «итальянские»), внутри на облегчение и расширение работают медведевские гризайли. Без этой «рисованной архитектуры» простые внутренние конструкции храма смотрелись бы тяжеловесно. Богатое освещение обеспечивают, помимо окон ротонды, многочисленные окна нижнего яруса: у основного объёма, апсиды и низа колокольни это простые прямоугольные проёмы с небольшими циркульными оконцами вторым светом, у трапезной — вновь тройное окно, над ним — трёхчастное полукруглое. Четыре пустотелые колонны по углам четверика не только позволили разместить на них сверху боковые главы, соразмерные центральной, но и обеспечили храму великолепную акустику; таким образом Манфрини «убил двух зайцев одним выстрелом», решив интерьерную задачу за счёт внешнего облика церкви. Стараясь создать как можно более величественный храм для своего города, мышкинцы немножко «перестарались» — он получился даже слишком большим (высота по главе основного объёма — более 30 метров, диаметр грандиозной ротонды — более 14 метров). Пришлось перестраивать ряд других строений города, «подгоняя» их под заданный масштаб…
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №164, 2015 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?