Мёдон. Церковь Воскресения Христова.

В годы распада Российской империи после переворота 1917 года городок Мёдон между Парижем и Версалем был облюбован русскими беженцами. В 1924 году в местной колонии возникла мысль начать в городе постоянные богослужения, и Л.Г. Сиригос получила от мэра разрешение пользоваться для этого залом на ул. Леклерк. Семья Е.П. Ковалевского принесла в этот зал походный иконостас и позаботилась о приглашении хора; другие русские собрали иконы. Были куплены свечи, испечены просфоры, из домовой церкви кн. Трубецких в Кламаре приглашен священник — отец Александр Калашников. Первая литургия состоялась в Благовещение 1924 года, на нее пришли около 200 человек. Узнав о службе, многие русские из соседних городков — Севра, Бельвю, Шавиля — пожелали быть на ней в Страстной четверг, и потому в одном из ресторанов пришлось снять другой, более вместительный зал, который оказался переполнен. После Пасхи богослужения продолжались на квартирах А.Д. Быченской и проф. А.К. Витта, а позднее — в новоотстроенном доме С.Г. Чаева на ул. де Пари, 81. Чтобы обеспечить их проведение, устраивались благотворительные концерты, в которых, в частности, принимал участие известный квартет братьев Кедровых.
Члены оргкомитета обратились в Париж к митрополиту Евлогию (Георгиевскому), который прислал в Мёдон первого настоятеля — священник Бориса Молчанова. Свою первую литургию отец Борис отслужил в Вербное воскресенье 1927 года. По его просьбе Чаев в следующем году купил участок земли на ул. Биго для возведения глинобитного храма. Закладку церкви отец Борис совершил в 1928 году, Великим постом, в присутствии великого князя Бориса Владимировича, пожертвовавшего средства на иконостас, четыре образа в котором написала княжна Е.С. Львова из общества «Икона.» Ею же было исполнено Распятие в память Царственных мучеников. Новое скромное здание выросло буквально за неделю, на Страстной седмице в нём начались богослужения, а к Троице отделка была завершена. Храм из «соломита» (смеси соломы и цемента) имел вид барака, главка и звонница отсутствовали.
Осенью 1928 года община разделилась: большинство вместе с настоятелем, строителем С.Г. Чаевым и старостой генералом С.Н. Розановым решили придерживаться Русской Православной Церкви Заграницей, меньшинство — митрополита Евлогия. Храм остался за большинством, тогда как другая часть образовала общину святого Иоанна Воина. В Фомино воскресенье 1929 года, в день престольного праздника, новый храм освятил архиепископ Западноевропейский Серафим (Лукьянов). На освящении снова присутствовал вел. кн. Борис Владимирович с супругой. В этот же день настоятель посадил у храма березки и две елочки, росшие и на начало XXI века.
В годы Второй мировой войны многие прихожане уехали. Оставшиеся в приходе, под началом игумена Зосимы (Валяева) и старосты И.А. Мацевича, обязались ежемесячно вносить на содержание церкви по 25 франков с человека. В 1946 году в церкви случилось чудо обновления двух икон: Воскресения Христова и четырёхчастного образа Божией Матери. После освидетельствования обе иконы были помещены на видном месте.
В 1946 году в Мёдон переехала школа-интернат святого Георгия для русских мальчиков, в которой имелась двухпридельная церковь с иконостасом по эскизу Н.И. Исцеленова и иконами кисти Е.С. Львовой, Г.В. Морозова и Т.В. Ельчаниновой; работала иконописная школа. В 1947-1952 годах Мёдон сделался резиденцией Западноевропейских владык Нафанаила (Львова) и святителя Иоанна (Максимовича), а маленькая церковь на время сделалась кафедральным собором. При епископе Нафанаиле на приходе было создано сестричество. В 1970-е годы школа-интернат святого Георгия закрылась.
Старый храм, построенный как временная церковь, на десятилетия пережил срок годности и сильно обветшал. Церковь действовала до 1981 года, когда один мальчик оперся снаружи на стену церкви и упал прямо внутрь храма. Несколько ранее, при протоиерее Александре Трубникове, началась постройка нового храма по проекту Отара Коблова. Колокола на звонницу отлили в Голландии. Здание в 1980 заложил и 19 сентября 1982 освятил архиепископ Западноевропейский Антоний (Бартошевич). Всё внутреннее убранство было взято из прежней церкви. В 1982 году Е.Б. Бортоли подарила написанные ею девять икон праздников; в 1988 году икону с изображением Новомучеников Российских написала К.Б. Первишина. Паникадило, семисвечник и дарохранительницу в 1990-е гг. вырезал из дерева прихожанин скульптор С.Ф. Артамонов; он же сработал деревянный рельеф с изображением Воскресения Христова помещенный над северным входом.
Приход издавал бюллетень «Нувель дю монд ортодокс» («Новости православного мира») и поддерживал традицию угощения блинами на масленице. На начало XXI века при приходе действовало сестричество, которое заботилось о благолепии храма и, по мере возможности, помогало нуждающимся. Работала также воскресная школа для детей.
Здание храма не отличается архитектурно-художественной ценностью. Одноэтажное вытянутое здание с узкими окнами и звонницей с голубой главкой над северным входом. Храм рассчитан на 150 человек.
http://drevo-info.ru/articles/24632.html

После большевистского переворота и Гражданской войны в эмиграцию ушло более двух миллионов русских людей, значительная часть которых (около 400 тысяч) нашла приют во Франции, прежде всего в Париже и его ближайших окрестностях.
Старинный небольшой город Медон, расположенный между Парижем и Версалем, был сразу облюбован беженцами из России — из него до столицы было всего 20 минут езды на поезде, да и квартиры здесь стоили дешевле. Уже в 1924 в местной колонии возникла мысль начать в городе постоянные богослужения, и Л. Г. Сиригос получила от мэра разрешение пользоваться для этого залом на ул. Леклерк.
Семья Е. П. Ковалевского, будущего епископа, принесла в этот зал походный иконостас и позаботилась о приглашении хора; другие русские собрали иконы. Были куплены свечи, испечены просфоры и из домовой церкви кн. Трубецких в Кламаре приглашен священник — о. Александр Калашников. Первая литургия состоялась в Благовещение 1924, и на нее пришли около 200 человек.
Узнав о службе, многие русские из соседних городков (Севр, Бельвю, Шавиль) пожелали быть на ней в Страстной четверг, и потому в одном из ресторанов пришлось снять другой, более вместительный зал, который и на сей раз был переполнен. После Пасхи богослужения продолжались на квартирах А. Д. Быченской и проф. А. К. Витта, а позднее — в только что выстроенном доме С. Г. Чаева на ул. де Пари, 81. Чтобы обеспечить их проведение, устраивались благотворительные концерты, в которых, в частности, принимал участие известный квартет братьев Кедровых.
Члены оргкомитета обратились в Париж. к митрополиту Евлогию (Георгиевскому), который прислал в Медон о. Бориса Молчанова, выпускника Богословского института. Свою первую литургию о. Борис отслужил в Вербное воскресенье 1927 года. По его просьбе Чаев в следующем году купил участок земли на ул. Биго для возведения глинобитного храма из т. н. «соломита». Он имел вид барака, главка и звонница отсутствовали.
Закладку эмигрантской церкви о. Борис совершил в 1928, на Великом посту, в присутствии вел. кн. Бориса Владимировича, пожертвовавшего средства на иконостас, четыре образа в котором написала кжн. Е. С. Львова из общества «Икона». Ею же было исполнено Распятие в память Царственных мучеников. Новое скромное здание выросло буквально за неделю, и на Страстной седмице в нем уже начались богослужения. К Троице вся внешняя и внутренняя отделка была завершена. Осенью того же года община разделилась на две части: большинство вместе с настоятелем, строителем С. Г. Чаевым и старостой генералом С. Н. Розановым перешли в Русскую Православную Церковь за границей, а меньшинство осталось с митрополитом Евлогием, который затем подчинился Константинопольскому Патриарху (эта община св. Иоанна Воина сейчас не существует).
В Фомино воскресенье 1929, в день престольного праздника, новый храм освятил архиепископ Западноевропейский Серафим (Лукьянов). На освящении снова присутствовал вел. кн. Борис Владимирович с супругой. В этот же день настоятель посадил у храма березки и две елочки, и поныне растущие около одноэтажного вытянутого здания с узкими окнами и звонницей над северным входом, над которым помещен деревянный рельеф с изображением «Воскресения Христова» работы С. Ф. Артамонова.
В 1933 о. Борис Молчанов был переведен в Лондон и его место занял о. Симеон Солодовников, а затем — о. Иоанн Малижановский, в 1940 выехавший в Германию. Окормлять приход временно стал игум. Зосима (Валяев), которому с помощью нового старосты И. А. Мацевича удалось преодолеть трудности, вызванные войной и отъездом многих прихожан. Оставшиеся прихожане обязались ежемесячно вносить на содержание церкви по 25 франков с человека.
В сентябре 1941 настоятелем был назначен архим. Сергий (Пфефферман), который еще юношей перешел из иудаизма в Православие и шесть лет провел послушником на Валааме. Во время Первой мировой войны он был полковым священником и ушел в эмиграцию вместе с Белой армией. В Медоне архим. Сергий оставался до 1955 года. При нем в храме в 1947–1951 часто служил епископ Западноевропейский и Брюссельский Нафанаил (Львов), а в 1951–1952 — архиепископ Иоанн (Максимович), ныне прославленный в лике святых Русской Православной Церковью за границей. Оба они жили в Медоне, и маленькая местная церковь на время сделалась кафедральным собором.
Сразу после войны, в 1946, в церкви случилось чудо обновления двух икон. Первой, в Прощеное воскресение, обновилась икона «Воскресения Христова», привезенная из закрытого собора в Выборге, второй, во время Великого поста, — четырехчастный образ Божией Матери, тоже доставленный из России в 1920 и подаренный эмигрантами. После освидетельствования обе иконы были помещены на видном месте и пользуются почитанием прихожан. В престольный праздник перед ними служится молебен. Кроме этих чтимых икон в церкви находится мощевик с частицами многих святых, в том числе св. прав. Иоанна Кронштадтского, прп. Нектария Оптинского и мч. Иоанна Русского. Есть также икона прп. Сергия Радонежского с ковчежцем, где хранятся: кусочек камня, на котором молился святой, часть его ризы и четок. Две старушки-гречанки подарили храму большую икону вмц. Параскевы Пятницы, которую их отец получил в одном из афонских монастырей. Слева от иконостаса висит большая икона Феодоровской Божией Матери в серебряном окладе.
При Владыке Нафанаиле при церкви было создано сестричество, которое заботится об ее благолепии и, по мере возможности, приходит на помощь нуждающимся. Действует также воскресная школа для детей — 40% прихожан уже не говорят по-русски, но они просят служить на церковнославянском языке. В 1946 в Медон переехала школа-интернат св. Георгия для русских мальчиков, но, как и многие другие эмигрантские учреждения, в 1970-е она прекратила свое существование. В интернате имелась двухпридельная церковь с иконостасом по эскизу Н. И. Исцеленова и иконами кисти Е. С. Львовой, Г. В. Морозова и Т. В. Ельчаниновой; работала иконописная школа.
При прот. Александре Трубникове, долголетнем (1955–1984) и очень активном настоятеле, началась постройка нового храма, более обширного (на 150 человек) и украшенного звонницей с голубой главкой. Колокола на звонницу отлили в Голландии. Автором проекта был Отар Коблов. Здание в 1980 заложил и 19 сентября 1982 освятил архиепископ Западноевропейский и Женевский Антоний (Бартошевич). Все внутреннее убранство было взято из прежней церкви. Паникадило, семисвечник и дарохранительницу в 1990-е вырезал из дерева прихожанин скульптор С. Ф. Артамонов. В 1982 Е. Б. Бортоли подарила написанные ею девять икон праздников; в 1988 икону с изображением свв. Новомучеников Российских написала К. Б. Первишина.
В 1984–2002 прихожан окормлял прот. Михаил Арцимович, который еще в юности помогал в Медоне епископу Нафанаилу в его работе с советскими беженцами, а затем 20 лет служил в русских храмах Западной Германии. Он продолжил издание информационного бюллетеня «Нувель дю монд ортодокс» и традицию угощения блинами на масленице. Его место занял прот. Михаил Гудков.
Прихожан храма хоронят на двух кладбищах: небольшом на Лонг-Реаж и главном — Триво. Среди 300 русских могил есть могилы известного священника Александра Ельчанинова, писателя Ивана Лукаша, семьи Ковалевских, Грабаря и Зерновых, иконописицы Е. С. Львовой, генерала А. А. фон Лампе, начальника Русского Общевоинского Союза.
Воскресенская церковь в Медоне, стоящая на тихой улочке среди зелени, не имеет архитектурно-художественной ценности, но она интересна как выразительный памятник веры русских эмигрантов и их потомков, как исторический символ неутолимой любви к отеческому Православию.
http://www.artrz.ru/menu/1804649234/1804863251.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?