Мыйзанурме. Церковь Александра Невского.

Одна из самых ранних церквей, освящённых в честь Александра Невского — это церковь в Кавилда Тартуского уезда. Заложена она была в 1873 году. Построена по проекту архитектора Рижской православной епархии Г. Шеля на средства министерства внутренних дел, в 1874 — освящена. По конструкции это крестово-купольная церковь, сложенная из природного камня (бута) и кирпича, характерных материалов для православных храмов Эстонии. В доме, расположенном неподалёку от церкви, в этом же году была открыта церковно-приходская школа. Последним настоятелем храма до 1955 года был отец Михаил Вознесенский. С 1964 года по 1976 год вплоть до своей кончины отец Михаил (без зарплаты) выполнял обязанности настоятеля храма.
В настоящее время храм не принадлежит ни одной епархии.
Источник: газета «МИР ПРАВОСЛАВИЯ»

В период с 1846 по 1848 годы в волости Кавилда Тартуского уезда в православие перешло свыше 1700 лютеран, т.е. около четверти тогдашнего населения волости. Православный приход Кавилда начал свою деятельность в 1846 году (до 1868 года он был известен под названием Удерна). До возведения церкви приход располагался в нескольких помещениях, переделанных под проведение религиозных обрядов (богослужения проводились в амбарах и на гумне). В 1868 году приход получил на строительство церкви и организацию кладбища около 125 гектаров земли, ранее относящейся к казённой мызе Кавилда. Церковь из бута была построена в 1873 году на средства Министерства внутренних дел по проекту архитектора Рижской православной епархии Г. Шеля. В то время строительство православных храмов в Тартуском уезде переживало свой расцвет. К началу XX века в уезде насчитывалось около 25 православных церквей, причём три четверти из них были построены в 1860-1870-ые годы. Также в уезде действовали многочисленные православные школы: церковно-приходская школа в Кавилда была открыта в 1872 году в доме, расположенном недалеко от церкви (церковно-приходская и вспомогательная школы работали вплоть до 1918 года. В 1850 году количество прихожан в приходе Кавилда составляло 1515 человек, в 1900 – 1161 человек, в 1916 – 791 человек, в 1938 – 473 человека. В дальнейшем число прихожан продолжало снижаться. Свою роль в этом сыграли Вторая Мировая война, репрессии и атеистический характер советского периода.
В 1954 году в приходе Кавилда насчитывалось всего 32 прихожанина, и в этом же году в приходе было проведено 15 обрядов крещения и 5 похорон. В 1961 году было проведено всего 15 богослужений крещено 5 человек и 4 — похоронены. День поминовения усопших в этом году не проводился, поскольку власти не дали на него своего разрешения. Деятельность православного прихода в некоторой степени продолжалась вплоть до 1974 года, а после окончательно угасла. Опустевшее здание церкви, оставшееся без своего священника и какого-либо надзора, несколько раз становилось объектом для взломов. В 1973 году из церкви в Кавилда было украдено 15 икон, которые позже были обнаружены в Таллинне. В 1977 году из церкви опять похитили иконы и прочую церковную утварь; из примерно 90 произведений искусства, хранящихся в церкви Кавилда, уцелела только половина. Окно церкви было разбито, решетки перепилены. Согласно актам, составленным в 1979 году, часть уцелевшего церковного имущества была перенесена в церкви Удерна, Васкнарвы и других. Церковь была закрыта, а двери и окна храма заколочены. Последним настоятелем прихода до 1955 года являлся отец Михаил (Вознесенский), который затем служил в приходе в качестве заместителя до 1975 года, т.е. по необходимости приходил в храм, чтобы провести какой-либо церковный обряд. В 1961 году зарплата попечителя прихода Кавилда составляла 25 рублей в год, а с 1964 года священник и вовсе перестал получать зарплату. По воспоминаниям патриарха Алексия II, приход Кавилда закрыли после кончины протоирея Вознесенского в 1976 году. Некоторое время угасающий приход опекал С. Кружков. В 2003 году местные жители восстановили приход, по их инициативе были организованы масштабные субботники, в ходе которых заросшая разваливавшаяся церковь была приведена в порядок снаружи и внутри. Духовным попечителем прихода в 2011 году был назначен иеромонах Геннадий (Кружков).

Первая попытка строительства церкви в Кавилде (Кавелехтский приход, ранее Удернский, Мыйзанурме) относилась к 1850-м гг., когда церковные власти Рижской епархии продолжали изыскивать способы упрощения строительства. Сохранился чертеж каменного храма в Кавилде – «мызе Кавелахт», составленный в мае 1853 г. в Санкт-Петербуре старшим техником 2-го отделения департамента проектов и смет, взамен присланного туда в 1851 г., который «по неблаговидности фасада и неудобности внутреннего размещения» был признан отделением неудовлетворительным.
Во время т.н. «церковно-строительной операции» в Лифляндской губ. 1873-1875 гг. – наиболее активного за всю историю Балтии храмостроительства в Лифляндии для обеспечения храмами присоединившихся к Православию в 1841 и 1845 гг. эстонских и латышских крестьян, одним из трех архитекторов, проектировавших эти храмы, был прибалтийско-немецкий архитектор Генрих Шель (Karl Heinrich Scheel, 17 мая 1829 – 13 апреля 1909). По его чертежам за короткое время в Лифляндии, в пределах современной южной Эстонии и островов, были построены 18 церквей, из них четыре с колокольней, вместимостью от 150 до 600 человек.
Ко второму разряду были отнесены пять церквей, в том числе Александро-Невская в Кавилда, построенная из булыжника в 1873–1874 гг. и рассчитанная на 500 человек. Булыжная кладка перемежается с забутовкой, угловые пилоны — из оштукатуренного кирпича. Центрическая крестообразная, пятиглавая церковь в «романо-византийском» стиле отличается строгим лаконизмом декора. С запада в храм ведет портал с полуциркульным верхом, выше расположено тройное венецианское окно. Немногочисленные полуциркульные и малые круглые или тройные полуциркульные окна прорезают гладь других фасадов. Шель менее, чем другие работавшие с ним архитекторы «рижской школы», модифицировал для различных приходов свои проекты. Малярные и штукатурные работы в новопостроенном храме в 1874-1875 гг. вел дерптский мещанин Самуил Епифанов Соловьев.
прот. Александр Берташ

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?