Мясоедов Григорий Григорьевич
«У чужого счастья», 1863
Холст, масло 72 x 89 см
Таганрогский художественный музей
В 1865 году на годичной выставке в Академии художеств Мясоедов выступил с картиной «У чужого счастья». Исполненная за границей, с безусловной ориентацией на Парижский салон, для русского зрителя она показалась несколько слащавой и поверхностной.
Мясоедов блестяще продемонстрировал в ней и виртуозное владение кистью, и отточенную стилистику бытового рассказа. Надо отметить, что художник вплоть до мелочей представлял будущую картину: и красивую яркую сцену с молодой матерью, и «перешедшей возраст» старшей сестрой, засмотревшейся на умилительную сцену; «…девица забыла работу, и невольная грусть изобразилась на лице, а может быть, и слезы навернулись», — описывает героиню своего будущего полотна Мясоедов.
Художник долго вынашивал замысел этой картины, продумывая каждую деталь, ракурс, позу. Так, смягчая смысловой контраст, вместо предполагаемых четок и Святого Писания в руках девицы он пишет традиционный женский набор — рукоделие. Лицо ее скрыто в тени, хотя в выражении отчетливо считываются и грусть, и умиление. Тоскливую ноту образа одиночества и жизненной неустроенности поддерживает темная одежда и драпировка за спиной девушки. Образ представлен глубоко и жизненно и не вызывает у зрителя недоверия. Совсем другое впечатление оставляет образ молодой матери с младенцем на руках. Утопающая в море белоснежных лент и кружев, с пышными локонами и кукольно-хорошеньким лицом, она рядом с затейливыми детскими игрушками сама выглядит дорогой и роскошной куклой. А розовощекий младенец на ее коленях напоминает пухлого путти с картин европейских художников.
Русская классическая живопись 🎨