Мясоедов Григорий Григорьевич
«Дорога во ржи», (1881)
Холст, масло 66,8 x 147,8 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Григорий Мясоедов был одним из основателей и активнейших деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Живописец широко известен как мастер, писавший полотна на исторические, литературные и современные социальные сюжеты. Среди них «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), «Земство обедает» (1872), «Чтение Положения 19 февраля 1861 года» (1873), «Самосожигатели» (1882, 1884; все – Третьяковская галерея). В своих немногочисленных пейзажах художник стремился создать глубокий, элегический образ природы.
На картине запечатлено бескрайнее золотистое поле. Композиционный центр полотна – проселочная дорога, ведущая к горизонту. По ней медленно идет в деревню одинокий странник в изношенной одежде, с сумой на плече и посохом в руках. Лица его не видно, но склоненная сутулая спина, опущенная голова словно говорят о дальнем пути и усталости путника. Темно-золотистый, насыщенный цвет бескрайнего поля гармонично сочетается с небом, в котором создан ансамбль из белых, розовых и синих оттенков. С трепетностью и особой тщательностью художник пишет колоски, травинки, луговые цветы и листочки. Картина поражает простотой и выразительностью мотива, оставляя ощущение внутреннего движения, спокойствия и умиротворения.
Первоначальный графический эскиз-набросок картины находится в Полтавском художественном музее, акварельный эскиз – в Государственном литературном музее, этюд маслом под названием «Вечернее небо» – в Калужском областном художественном музее.
В журнале «Всемирная иллюстрация», в статье, посвященной IX передвижной выставке, было отмечено, что задача этого произведения «поэтическая» и верно выбранная художником, однако «глубина сюжета только затронута»: «нет пара, выходящего из нагретой земли и сообщающего новый, трудно передаваемый эффект морю колосьев, озаренных солнцем, уже теряющим силу нагревания». Эта тема будет продолжена в известном произведении Григория Мясоедова «Страдная пора. Косцы» (1887, Государственный Русский музей).