Балетмейстер Леонид Мясин прожил долгую жизнь – и создал более 70 балетов, каждый из которых был единственным в своем роде, отличаясь не только от постановок иных хореографов, но и от других творений самого Л. Мясина.
Леонид Федорович Мясин родился в Москве в 1895 году, отец его был музыкантом. Хореографическое образование будущий балетмейстер получил в московской Императорской школе Большого театра, после чего стал в 1912 году артистом кордебалета. На молодого исполнителя обратил внимание С. Дягилев – и сценическая карьера Л. Мясина продолжилась в «Русских сезонах» в Париже.
Став ведущим танцовщиком в дягилевской труппе, Л. Мясин проявил себя как темпераментный, яркий исполнитель. Среди его лучших ролей – заглавные партии в «Петрушке» и «Легенде об Иосифе» – оба балета поставил М. Фокин. В 1915 году танцовщик впервые выступил в качестве балетмейстера, создав балет на музыку Н. А. Римского-Корсакова «Полуночное солнце». Два года спустя он ставит другой балет – «Женщина в хорошем настроении», литературным первоисточником для которого послужила комедия К. Гольдони, а музыкальной основой – произведения Д. Скарлатти. Декорации для этой постановки создал Л. Бакст.
Но особое внимание публики привлек поставленный Л. Мясиным в 1917 году балет «Парад» – истинно сюрреалистическое произведение, в котором все было экстравагантно: музыка Э. Сати, в которой использовались такие эффекты, как стук пишущей машинки и шум самолета, декорации и костюмы П. Пикассо в стиле кубизма, многие из которых ограничивали свободу движений, сценарий Ж. Кокто – парад артистов балагана, тщетно пытающихся привлечь внимание публики к своему цирку. Столь же необычной была хореография Л. Мясина. Например, одна из героинь – Малышка-американка – подражала походке Ч. Чаплина…
Премьера «Парада» оказалась поистине скандальной, и свой следующий балет – «Треуголка» – Л. Мясин создавал в Лондоне. В основу хореографии легли испанские жанры – хота, фанданго, фламенко, сочетавшиеся с классическим танцем. Балет был поставлен на музыку М. де Фалья, а главную роль должен был исполнять испанский артист Ф. Фернандес, но он, прекрасно исполняя испанские танцы, с технически сложной партией справлялся с трудом, и выступить пришлось самому Л. Мясину. Выступил он и в другом своем балете – «Волшебная лавка» на музыку неизданных произведений Дж. Россини. Л. Мясин исполнил роль канканиста, прототипом которого стал Валантен – танцор из «Мулен Руж», известный своей феноменальной гибкостью. Обе роли – и в «Волшебной лавке», и в «Треуголке» – принесли Л. Мясину-танцовщику европейскую славу.
В 1920 году Л. Мясин сотрудничает со И. Ф. Стравинским – ставит новую версию «Весны священной», а также балет «Пульчинелла» на музыку Дж. Б. Перголези в обработке И. Ф. Стравинского. Тогда же он уходит из дягилевской антрепризы и создает в Англии собственную школу. Он ставит новые балеты – «Меркурий», «Школа танца», «Салат», «Прекрасный Дунай». В 1925 году он вновь начинает сотрудничество с С. Дягилевым, продолжавшееся три года. Именно тогда Л. Мясин создал балет на музыку С. Прокофьева «Стальной скок». Впоследствии, сотрудничая с труппой И. Рубинштейн, он создал балеты «Амфион», «Давид», а в 1932 году – балет «Детские игры» на музыку Ж. Бизе.
После смерти С. Дягилева многие члены его труппы продолжили свой творческий путь в «Русском балете Монте-Карло», были там и молодые исполнители. С 1933 году Л. Мясин возглавлял этот коллектив. В это время он создает балеты на музыку симфонических произведений: «Предзнаменование» по Пятой симфонии П. И. Чайковского, «Хореатриум» по Четвертой симфонии И. Брамса, «Фантастическая симфония» по одноименному творению Г. Берлиоза, дал он хореографическое воплощение и Седьмой симфонии Л. Бетховена. В таком жанре Л. Мясина привлекает отсутствие сюжета, что дает возможность создавать предельно обобщенные образы.
С 1939 году хореограф работает в США, продолжая создавать симфонические балеты: «Нью-йоркер» на музыку Дж. Гершвина, «Вакханалия» на музыку Р. Вагнера, «Лабиринт» по Седьмой симфонии Ф. Шуберта. В США нередко проводили параллель между Л. Мясиным и Дж. Баланчиным – оба ставили бессюжетные балеты, но если Дж. Баланчин стремился передать дух музыки, то Л. Мясин воплощал те картины и персонажей, которые под действием музыки рождались в его воображении, его постановки были более иллюстративны. В качестве художника с ним сотрудничал С. Дали.
С 1947 года Л. Мясин ставит балеты в разных театрах Европы: «Симфония «Часы» на музыку Й. Гайдна в «Сэддлер-Уэллс балле», «Художник и его модель» на музыку Ж. Орика в «Балете Елисейских полей», работает в «Опера комик» и Ла Скала в качестве балетмейстера. Хореограф участвует в создании нескольких фильмов-балетов: «Неаполитанская карусель», «Сказки Гофмана», «Красные башмачки».
В своем творчестве Л. Мясин обращался и к такой нетипичной для балета тематике, как религия. Он создал балет на музыку П. Хиндемита «Достославнейшее видение», рассказывающий о св. Франциске Ассизском, «Воскресение и жизнь» на музыку К. Монтеверди и Дж. Габриели по мотивам Евангелия, балет «Евангелисты», основанный на старинной музыке.
Леонид Мясин умер в Германии в 1979 году. Как и при жизни балетмейстера, так и после смерти его творчество еще достаточно долго не было знакомо зрителям на его родине. Только в 2005 году один из его балетов – «Треуголка» – впервые был поставлен в России, в Большом театре.