Музыкальный павильон Конного двора Кузьминок — самая узнаваемая постройка усадьбы. Это не только лицо Кузьминок, но и обобщенный образ подмосковных усадеб своего времени. Он расположен на противоположном от главного дома берегу пруда и занимает ключевое место в усадебном пейзаже, формируя виды с разных ее точек: от главного дома, с въездной площадки и из парка. Павильон строился в 1819-23 гг. по заказу Сергея Михайловича Голицына, ставшего с 1821 г. единоличным владельцем имения. Именно при нем Кузьминки входят в число наиболее известных подмосковных, встав в один ряд с Останкиным, Архангельским и Кусковом.
По заказу С.М. Голицына перестройкой усадебного ансамбля занимался один из наиболее выдающихся архитекторов того времени — Доменико (или, по-русски, Дементий Иванович) Жилярди, начинавший работать в этой усадьбе еще в 1811 г., вместе со своим отцом, Иваном (Джованни Баттиста) Жилярди, и посвятивший этой усадьбе в общей сложности двадцать лет. Кузьминки стали самой известной его усадебной постройкой.
С 1819 г. Жилярди занимался реконструкцией комплекса старого каменного Конного двора рубежа XVIII-XIX вв., формируя новый ансамбль, выстроенный в форме каре и обращенный в сторону усадебного дома. Его центром стал знаменитый Музыкальный павильон. Здесь во время праздников на реке и катания на лодках играл знаменитый оркестр рожечников, одна из московских достопримечательностей той поры.
Павильон строился как легкое деревянное сооружение (важны были акустические качества дерева), почти не имеющее объема: практически всю плоскость его фасада занимала огромная оркестровая ниша-экседра с вписанной в нее двойной тосканской колоннадой, аттик которой увенчан скульптурной группой муз и Аполлона с лирой, символизирующей назначение павильона. Фасадная стена оформлена рустовкой до уровня карниза колоннады, выше помещены медальоны с рельефами музицирующих амуров.
Плоскость стены служит фоном для установленных по сторонам арки скульптурных групп. Вначале, при С.М. Голицыне, это были гипсовые копии римских статуй с холма Монте-Кавалло. В 1846 г. они были заменены отливками двух из четырех знаменитых конных статуй П.К. Клодта, выполненных им в 1841 г. для Аничкова моста в Петербурге. Эти статуи были довольно популярны в усадебном строительстве: их копии, помимо Кузьминок, были установлены в Петергофе и в Стрельне (под Санкт-Петербургом) у дворца графа Алексея Федоровича Орлова, а также подарены Николаем I прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и королю обеих Сицилий Фердинанду II Бурбону (последние сейчас установлены перед королевским дворцом в Неаполе). В Москве кузьминские статуи тоже не единственные: в 1900-е гг. сын скульптора К.П. Клодт при участии С.М. Волнухина выполнил копии скульптур, украсившие Беговую аллею около ипподрома.
Скульптуры из Кузьминок, в отличие от бронзовых оригиналов, были отлиты из чугуна на голицынских чугунолитейных заводах, как и все чугунное литье, до настоящего времени обильно украшающее усадьбу.
В 1978 г. Музыкальный павильон сгорел и позже был выстроен заново.
Автор статьи: Галина Малясова
Материал с портала «Узнай Москву»