Мы рассказали о популярных образах русской игрушки. Всматриваясь в них, пытались приподнять завесу забытого мифологического знака, связанного с поклонением силам природы, пожеланием благополучия, охраны от бед и напастей. Сегодня мы познакомим вас с мужскими образами в народной пластике.
С конца XIX века на игрушку заметно влияет городская жизнь. В дымковской основными персонажами становятся всадники, гуляния, катания на лодках, как в игрушке Е.И.Пенкиной «В лодке». В 1930-е годы многие мастера стремились к отражению своего времени и традиционные дымковские всадники превращаются в «красноармейцев» в будёновских шлемах.
Каргопольская игрушка повествует о домашних занятиях, народных гуляньях. Легендарная У.И.Бабкина, лепила фигурку и приговаривала: «Мужика нать ражего (видного) сделать: телом крепкого, нравом удалого, характером весёлого». Бороды у каргопольских стариков – лопатой, рисуют их чёрной краской, аккуратно, чтобы вышла она, словно расчёсанная.
В Сергиевом Посаде образ человека особенно разработан. Фигурки постепенно рождались из полена, «высвобождались» под рукой мастера. Популярны были франтоватые гусары и жеманные барыни. Военные люди всегда были на виду, ими восхищались. Они были символами мужской красоты, доблести и чести.
Богородские мастера создали свой тип – неокрашенную игрушку-скульптуру. Её достоинство – в красоте общего силуэта, в характере резьбы по белому дереву. Придумали мастера много разных игрушек с движением, на раздвижных планках – разводах.
В жбанниковских скульптурках сливались черты традиционной игрушки и современная её интерпретация, как в свистульке «Мужик с гармошкой». Гармонист – желанный гость на всех посиделках. Фигурка восходит к древним прототипам, но воспринимается по-современному декоративно и выразительно.
Все эти затейливые мужские фигурки, составленные вместе, сразу оживают и начинают переговариваться между собой, существовать своей особенной игрушечной жизнью.
#decorativeartmuseum
#damuseum
#коллекция_damuseum
#игрушка_damuseum