Музей-заповедник В.Д. Поленова

Поленово — для меня оказалось, что называется, «два (даже три) в одном». Цель поездки — Таруса, а нашёлся лодочник, что взялся и до усадьбы Поленово отвезти, и там подождать и бонусом — речная прогулка по хорошей погоде образовалась!
Итак государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник художника Василия Поленова в Заокском районе уже соседней, Тульской области, на правом берегу Оки, в бывшей усадьбе Борок. С 1931 г. в ней работает дом-музей.
Расстояние от Москвы — 130 км, от Тулы — 70 км, ну а мне же, от Суздаля, с пятью пересадками добираться пришлось.
Василий Дмитриевич Поленов в 1890 г. покупает имение на берегах Оки и перебирается туда из Москвы вместе с семьей. Под свои вкусы он и реконструирует владения по собственному проекту: построены главный дом, мастерская художника «Аббатство», флигели, служебные постройки, а заодно — в соседних сёлах — церковь (около которой его с супругой потом и похоронили) и школа с народным театром для крестьян и их детей.
Была мечта, что усадьба станет «гнездом художников», а, возможно, потом и музеем (который, кстати, заработал ещё при жизни художника).
В своем имении Поленовы встретили и революцию 1917 г., и трудные послереволюционные годы: «Мы, т.е. Наталья Васильевна, Митя и я, живем в нашей усадьбе близ Бёхова. Дочери наезжают из Москвы. Они работают, кто рисует, кто вышивает, кто слушает лекции и переводит. Я пишу этюды и иногда продаю. Вообще трудно теперь зарабатывать… Вот третий год, что Россию постигает неурожай, а в результате голод» — писал Поленов.
Что можно увидеть, оказавшись на территории усадьбы Поленово? Заходил я с реки, через заднюю калитку, а не через парадный вход. Так что про Большой дом — до которого добрался не сразу — будет потом. Сначала — сразу после калитки — было Адмиралтейство (сарай для зимовки лодок, 1895 г.) построенного в стиле фахверка. Вот, в Выборге или в подпитерье — не удивился бы, а тут — мне была неожиданна такая архитектура…впрочем — «он художник он так видит!»
На фасаде — настоящий штурвал, вокруг — якоря. Оказывается, Поленов летом мало занимался живописью, а больше времени возился в лесу (чистил, прорубал) и на реке (строил дамбу, хотел восстановить пляж).
Следом за Адмиралтейством — Аббатство (1904 г.). Поленов пишет Цветаеву: «Мы до сих пор в деревне, где я в это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал!»
В мастерской — в самом деле — огромное окно, северное — дает нужный художнику
рассеянный свет! А если холст большой (например, театральные декларации) — его можно было расстелить на полу, а чтобы взглянуть издали — можно подняться в мансарду и смотреть вниз через вырезанный в потолке люк. Мастерская легко трансформировалась в зрительный зал со сценой. Интерьер — сочетание кирпичных стен с деревянными балками и колоннами. Кстати, из мастерской узкая дверь ведет в кирпичную башню с небольшими окнами и балконом. К аббатству пристроена застекленная терраса, где был специальный стол с ящичками разноцветных окских камешков — для мозаичных работ.
В здании расположена Диорама ( кругосветное путешествие в картинках — работа В.Д.Поленова, созданная в конце жизни для детей).
PS. кто забыл — «фахверковые постройки характерны для западноевропейского средневековья. Это – поставленные на цокольный каменный этаж конструкции вертикальных и горизонтальных деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется каменной кладкой на глиняном растворе.»
PPS. продолжение следует.

#суздальгид #поездкипороссии #моястрана #замкадье #провинция #поленовоусадьба #поленов #художник #таруса #прогулкапооке #историческиегорода #городмоимиглазами

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?