Усадьба Хмелита — одно из самых романтичных и одухотворенных мест Смоленской земли. Оно хранит прежде всего память об Александре Сергеевиче Грибоедове — одном из самых выдающихся деятелей первой трети XIX века. Литератор и драматург — автор хрестоматийного «Горя от ума». Музыкант, государственный деятель, блестящий дипломат и ученый.
Хмелита стала родовым имением Грибоедовых с 1680 года. И с момента появления здесь первых Грибоедовых, Хмелита и ее окрестности стали называться в народе “грибоедовщиной”.
С 1747 года усадьбой владел лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед драматурга. Именно он создал этот незабываемый элегантный и богатый облик Усадьбы. В 1753 году началось строительство в камне главного усадебного дома. Главный дом усадьбы был построен в редком для провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко.
Неизвестный архитектор, создал дворцово-парковый ансамбль, состоявший согласно Плану Генерального межевания 1778 года из «господского каменного дома о двух этажах с четырьмя флигелями, регулярного парка с глухими и открытыми аллеями, двух копаных прудов с саженой рыбой, хороших цветников с каменными статуями», а ещё пейзажного парка и разных хозяйственных служб.
В 1759 – 1767 гг. Усадебный ансамбль был дополнен каменной церковью Казанской иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней, трапезной и 2 приделами: Никольским и Иоанно-Предтеченским.
Такой нарядной и богатой в 1780 году усадьбу наследовал Алексей Фёдорович Грибоедов, родной брат матери Грибоедова — Анастасии Фёдоровны. Именно с матерью и сестрой Марией Сергеевной будущий автор «Горя от ума» в 1790-е – 1810-е годы часто бывал и подолгу жил в усадьбе. В доме своего дяди Саша Грибоедов проводил почти каждое лето. И, вероятно, Хмелита стала самым нежным и прекрасным воспоминаем детства поэта.
В Хмелите молодой Грибоедов вместе с сестрой Марией и кузинами Елизаветой и Софьей совершенствовал с гувернерами иностранные языки — уже в юности он знал французский и немецкий, английский и итальянский языки. А еще брал уроки музыки, занимался рисованием и верховой ездой.
Во второй половине XIX века усадьба пришла в упадок и лишилась своей меблировки. В 1894 г. Хмелиту приобрёл граф П. А. Гейден. Он не только отреставрировал старинный дворец, но и перевёз собрание из 130 первоклассных картин своего тестя князя Дондукова-Корсакова, среди которых — живописные полотна Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, Коро.
После октябрьского переворота художественное собрание было национализировано и вывезено, а дворцово-парковый ансамбль начал планомерно уничтожаться. Разрушения Великой Отечественной войны довершались пожаром 1954 года, после которого усадебный дом стоял без крыши под снегами, дождями, разрушаясь на глазах, а местные крестьяне разбирали его на кирпич.
И, казалось бы, судьба усадьбы — навсегда исчезнуть, если бы не инициатива и упорные труды выдающегося архитектора П.Д. Барановского и его учеников В.Е. Кулакова и М. М. Ермолаева. Именно по их проекту началась в 1968 году реставрация, благодаря которой уникальный памятник истории, культуры и архитектуры возродился для новой жизни. В 1990 году Постановлением Совета Министров РСФСР был образован Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита»
В Хмелитском заповеднике находятся многочисленные сокровища — археологические (городища и селища, курганные могильники) и природные – Семеновские и Трасливские болота, сохраняющие экологический баланс в бассейне Волги и Днепра. Сейчас территория музея-заповедника “Хмелита” отнесена к особо охраняемым природным территориям.