Одна из уникальных построек Балахны, городская усадьба на улице Карла Маркса, бывшей Набережной, построенная в 70-80-е годы XIX века купцом-судостроителем А. А. Худяковым. Усадьба включает в себя главный 2-х этажный жилой дом, одноэтажный каменный флигель, каменные ворота, деревянную конюшню, сад, в настоящее время больше похожий на запущенный парк. История усадьбы весьма примечательна, в ней отразились перипетии бурных событий последних полутора веков. Александр Александрович Худяков родился 17 августа 1845 года в семье балахнинских мещан Александра Ивановича и Любови Ивановны в приходе Воскресенской церкви. Их дом стоял на берегу небольшого Бабьего озера, месте впадения в Волгу речки Нетечи, что было весьма удобно для судостроительного промысла, каковым в Балахне занимались многие. Волжская торговля приносила балахнинцам хорошую прибыль. Наиболее удачливые из местных купцов перебирались в Нижний Новгород, а самые дальновидные не порывали связей с родной Балахной, имея дома и верфи и тут и там. О деятельности Александра Худякова, старшего известно очень мало.
Документы сообщают, что в 1883 году к его пристани в Балахне приставало «каждодневно» 2 парохода, вероятно, с грузами. В это время Александр, младший был уже купцом 2-й гильдии и являлся гласным балахнинской городской Думы. В 1894-98 годах он занимал выборную должность городского головы. В 1893 году в семье Худяковых произошла трагедия, в возрасте 5-ти лет умер их единственный сын Алексей. Это, вероятно, и послужило основной причиной того, что семья уехала из Балахны, с которой было связано много грустных воспоминаний. В начале XX веке А. А. Худяков с женой переезжают на постоянное жительство в Нижний Новгород в особняк на Малой Покровской улице. А в Балахне в худяковском доме на Набережной поселились пожилые люди, не имеющие своего крова, в основном духовного звания. Так особняк стал богадельней. Центральный зал второго этаж, из окон которого открывался чудесный заволжский пейзаж, стал моленным залам. Старожилы, посещавшие этот дом, рассказывали о том, какое множество икон заполняло пространство левой стены зала. Первые месяцы октябрьской революции прошли в Балахне достаточно мирно, но уже в 1918 году началась национализация покинутых хозяевами купцами зданий. Одним из первых подвергся этой участи особняк Худякова, где разместился уездный чрезвычайный комитет. Только после распада СССР по городу стали носиться слухи о том, сколько балахнинцев было расстреляно в глухом, заросшем парке худяковского особняка.
Уже через 2 года продолжилась история особняка как богоугодного заведения. В 1920-1921 годах здесь был открыт детский дом, в котором нашли приют дети, сироты, взятые под опеку советским государством. Впоследствии, в начале 1930-х годов дом был «переквалифицирован» под детский сад, в каковом качестве он и оставался вплоть до 2001 года, когда особняк был передан Балахнинскому краеведческому музею. Музейщики давно мечтали об этом доме, который сам по себе, даже без экспозиций, является уникальным «экспонатом». И вот мечта сбылась, но на пути, как всегда, встало одно, но очень значительное «НО». Вся усадьба, и в первую очередь, главный дом, как отметила архитектор, директор «Проектреставрация» О. Е. Сундиева, требовали «незамедлительной реставрации». Значительные повреждения имели бревенчатые стены второго этажа, металлическая кровля и карниз, перекрытия и потолки, дубовая лестница. Однако, специалисты, архитекторы с удивлением констатировали, что общее состояние здания «соответствует богато украшенным фасадам и находится в удовлетворительном состоянии». Музейные работники стали разрабатывать планы по музеефикации этого исторического памятника. Музею, как хранителю усадьбы предстоит огромная работа не только по реставрации и музеефикации, но и по популяризации памятника. Значительное место в процессе музеефикации усадьбы будет занимать экспозиция, посвященной балахнинскому судостроению, которому столько сил и энергии отдал строитель особняка А. А. Худяков. Новая современная экспозиция будет включать в себя экспонаты-подлинники, фотографии и документы балахнинцев судостроителей, старинные плотницкие инструменты, тесла, двуручные пилы, скобели, якоря, макеты баржи и парохода, тягача. Все это будет интегрировано в единое целое посредством компьютерной мультимедийной инсталляции. Дополнительный шарм экспозиции придаст удобное расположение усадьбы на берегу Волги. Следует отметить, что введение усадьбы в музейный и туристский оборот предопределит ценность целого квартала набережной как точки культурного отдыха. Анфилады комнат второго этажа, потолки которых оформлены лепными плафонами, паркетные наборные полы, голландские печи с фигурной керамикой и камином, облицованным полированным черным камнем, являют собой уникальную базу для создания экспозиций и выставок, отражающих жизнь городского купечества и богатого мещанства на рубеже XIX – XX веков. Не останутся без внимания конюшня и усадебный парк, где растут столетние липы, помнившие самого Худякова. Можно с уверенностью сказать, что в Балахне осталась только одна эта худяковская конюшня, которая является последним подобным памятником конца XIX века. Поэтому настоятельно необходимо провести проектно-изыскательные и ремонтно-реставрационные работы не только по главному дому, но и по всему комплексу усадьбы. Усадьба А. А. Худякова является объектом многофункционального назначения. Цель проекта по ее музеефикации, через создание экспозиций показать многогранность ее жизнедеятельности, включить промышленную компоненту, разрушить стереотип усадьбы только лишь как жилого и паркового объекта истории и культуры. Хотелось бы, чтобы возрожденная балахнинская худяковская усадьба стала яркой звездой в созвездии волжских усадеб, выделяясь среди них ни архитектурой, ни знатностью своего хозяина, но какой-то своей «особицей».