В 2007-м году состоялось открытие музея Михаила Булгакова, более известного широкой публике под названием «Нехорошая квартира», которая была описана в романе «Мастер и Маргарита». Здесь, в легендарной коммунальной квартире № 50 в доме 10 на Большой Садовой улице Михаил Афанасьевич Булгаков проживал с 1921 по 1924 год.
Сам дом был построен в стиле модерн в 1902—1903 годах архитекторами Эдмундом Юдицким и Антонимом Милковым по заказу московского купца и владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Пигита. В честь владельца дом получил народное название «Дом Пигита». Изначально предприниматель планировал строительство производственного корпуса фабрики, но правительство Москвы запретило наличие фабрики внутри Садового кольца. Из-за этого дом был построен как доходный и состоял из трёх жилых корпусов, где проживали достаточно обеспеченные люди, а также одной секции художественных мастерских.
В одной из художественных мастерских работал выдающийся русский художник Василий Суриков, а мастерскую № 38 некоторое время арендовал меценат и редактор-издатель журнала «Золотое руно» Николай Рябушинский. В этой же мастерской с 1910-го года работал художник Петр Кончаловский, но в 1917 году он переехал в мастерскую No 40, в которой сначала Петр, а потом и его сын Михаил проработали до 1996 года. Мастерскую No 36 арендовал управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ Николай фон Бооль.
В 1918 году дом был отобран у законного владельца и стал рабочей коммуной бывшей типографии Ивана Машистова, а в 1919-м году в доме появились первые коммуналки, созданные в результате так называемого уплотнения, когда у хозяев квартир отбирали часть комнат. В одной из таких квартир Фанни Каплан ночевала перед покушением на Ленина, именно отсюда она направилась на завод Михельсона.
В 1920-е годы в коммунальные квартиры заселяли рабочих, в первую очередь сотрудников московских типографий, а также работников фабрики «Дукат», продавцов, уборщиков, портних, слесарей и других. В 1920 году мастерскую No 38 занял авангардный театральный художник Георгий Якулов, в студии которого на одной из вечеринок великий русский поэт Сергей Есенин познакомится с Айседорой Дункан.
Сюда же осенью 1921-го года переехал молодой писатель Михаил Булгаков, который вместе со своей первой супругой Татьяной Николаевной Булгаковой проживал в одной из комнат коммунальной квартиры № 50, описанной позже в романе «Мастер и Маргарита». Здесь Михаил Афанасьевич написал своей первый большой роман «Белая Гвардия», повести «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Записки на манжетах», рассказы и очерки, а также другие литературные работы, в результате чего к нему пришла первая известность крупного писателя. В1924-м году он переехал в 34-ю квартиру и далее на Большую Никитскую.
После переезда Булгаковых коммунальные квартиры располагались в доме до 60-х годов, после чего их начали массово расселять. Только во второй половине 80-х годов пресса стала проявлять внимание к этому дому, как к месту бывшего жительства Михаила Афанасьевича Булгакова. В 1989-м году на Патриарших прудах впервые прошли мероприятия памяти выдающегося писателя, а в 1990-м году был создан Фонд Михаила Булгакова, основательницей и руководительницей которого стала известный литературовед Мариэтта Чудакова. В 1994-м помещения официально передали в ведение фонда, занявшегося созданием музея Михаила Булгакова, открытие которого состоялось 15-го мая 2007-го года.
В наше время экспозиция музея насчитываете более трех тысяч предметов, которые разделены на две части: историческую и литературную, в число первой входят подлинные вещи, принадлежащие писателю. В коридоре применены визуальные спецэффекты и компьютерные технологии, которые помогают в мистификации пространство и погружение в атмосферу «нехорошей квартиры».
В Гардеробной находится собрание саквояжей, чемоданов, шляп и зонтов, символизирующих странствия писателя. Из прихожей можно попасть в Синий кабинет — восстановленный по воспоминаниям близких и друзей кабинет писателя из квартиры в Нащокинском переулке, где Булгаков прожил последние годы жизни и написал большую часть романа «Мастер и Маргарита». В комнате представлена часть оригинальной мебели, в том числе рабочий стол писателя, котором лежит издание единственного сохранившегося до наших дней труда на латинском языке «Золотой осел», автором которого был древнеримский писатель Апулей. По некоторым данным именно этой работой вдохновлялся Булгаков перед написанием «Мастера и Маргариты». В углу кабинета представлен гардероб, принадлежащий супруге писателя, и секретер Булгакова, за которым он работал в последние годы жизни. Также в кабинете располагаются фортепьяно и шкаф-бюро, прозванный семьёй литератора «пузатиком».
Отдельная комната посвящена истории дома Пигита и экспонирует документы, фотографии и чертежи здания. В комнате Булгакова хранится часть личной библиотеки писателя, машинопись пьесы «Мольер» с его автографом, псише, а также резной стол. Последний предмет не принадлежал писателю, однако стоял в квартире дяди Булгакова, известного врача-гениколога Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского в романе «Собачье сердце». Инсталляция кухня символизирует социальные перемены 1920 годов и представляет собой экспозицию, моделирующую коммунальную кухню того времени. Рядом представлены оригинальный буфет из Нащокинской квартиры писателя, никелированная пожарная каска, а также примус. В гостиной музей проводит спектакли и музыкальные концерты. В комнате хранятся антикварная мебель, фотографии, гравюры, а также фортепьяно XIX века и журнальный столик Покровского. В белом зале действует выставочное пространство, где проводятся мероприятия.
Помимо основного пространства в 2015-м году в ведение музея была передана мемориальная мастерская Петра Кончаловского, где после реконструкции будет дополнительная экспозиция. Также планируется открытие филиала музея Булгакова в квартире на большой Пироговской, где с 1927 по 1934 год Булгаков арендовал три комнаты, в которых была написана пьеса «Бег», посвященная Русской армии барона Врангеля, пьеса «Кабала святош» и начата работа над романом «Мастер и Маргарита». В данный момент квартира находится на реконструкции и после ее завершения будет передана под музей.