Московский особняк, где сохранился подлинный кабинет поэта Валерия Брюсова
Валерий Брюсов жил здесь с 1910 по 1924 гг. Дом принадлежал не ему, а купцу Ивану Баеву, у которого тот арендовал первый этаж. Только когда москвичи стали называть особняк Домом Брюсова, купец, услышав это, каждый раз вздыхал и уточнял с досадой: «Дом не Брюсова, а мой, а Брюсов тут живет на квартире». Именно здесь один из основоположников русского символизма встретил Первую мировую войну, революцию и свою кончину в октябре 1924 года.
Брюсов тогда уже был известным на всю Россию поэтом и писателем, одним из основоположников русского символизма, «мэтром», оказавшим влияние не на одно поколение поэтов. Его авторитет в литературных кругах и Москвы, и Петербурга был непререкаемым. Брюсов возглавлял влиятельный символистский журнал «Весы», руководил издательством «Скорпион», его критические и литературоведческие статьи публиковались и в других изданиях – журнале «Русская мысль», альманахе «Северные цветы». Он выпустил более десяти своих поэтических сборников и несколько прозаических произведений, самые известные из которых — романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы». Прославился он и как переводчик – он первый перевел на русский язык стихотворения Поля Верлена и Эмиля Верхарна, полностью перевел «Фауста» Гёте и «Энеиду» Вергилия; переводил не только с европейских языков, но и, например, с армянского – на основе своих переводов он составил антологию армянской поэзии «с древнейших времен до наших дней». На протяжении многих лет Брюсов был также директором Московского литературно-художественного кружка.
Особняк был выстроен по проекту архитектора Владимира Чагина в стиле северный модерн. Вход в виде пристроенной к дому башни с остроконечной крышей, третий этаж-мансарда с широким трехстворчатым окном, внешняя простота и сдержанность в деталях.
Из всех комнат, что занимал Брюсов восстановлен только его кабинет. Он состоит из подлинных вещей поэта. Это его библиотека, дубовый стол, часы, мебельный гарнитур с обивкой 1910-ых гг., картины и рисунки.
Особый интерес в кабинете поэта представляет его библиотека, в экспозиции более тысячи книг. В течение долгих лет он не только собирал, но и систематизировал книги, расставляя их на стеллажах по разделам. Собрание это красноречиво говорит о широте интересов Брюсова. Здесь мы видим самые разнообразные издания на многих языках: алхимические трактаты эпохи Возрождения, религиозную литературу, труды по математике, географии, философии и, конечно же, художественные произведения и поэтические сборники. Нельзя не вспомнить и о 82 брюсовских работах, посвященных Пушкину и литературе о нем, в которых творчество величайшего поэта золотого века рассматривается в том числе с точки зрения его политических, философских и исторических взглядов. Одна этажерка здесь полностью отдана гению русской поэзии.
В кабинете также находится литография с портрета самого хозяина квартиры, выполненного в 1906 году Михаилом Врубелем. Впечатления от этой незавершенной работы художника встречаются во многих мемуарных текстах. Брюсов здесь встает в один ряд с мистическими врубелевскими персонажами.
Этот портрет Брюсова – одна из последних работ Михаила Врубеля, оригинал которой хранится сейчас в Государственной Третьяковской галереи.
Его дом был одним из центров литературной жизни Москвы, да и не только Москвы – до революции здесь устраивались еженедельные поэтические «среды», куда приходили поэты, писатели, критики; читали стихи, вели дискуссии о литературе и искусстве, обменивались мнениями о выходивших книгах и статьях.
Брюсов принял власть большевиков (даже вступил в 1919 году в ряды членов РКП(б)) и после октября 1917 года принимал активное участие в литературной жизни Москвы, сотрудничал с советскими учреждениями – работал в Народном комиссариате просвещения (Наркомпросе), возглавлял Московское отделение Книжной палаты, работал в Государственном издательстве. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до самой смерти.
Умер поэт в своей квартире на 1-й Мещанской в октябре 1924 года. После его смерти его вдова Иоанна Матвеевна продолжала жить в этом доме, она стала хранительницей архива Брюсова, привела в порядок все его рукописи и документы, готовила к публикации его труды. Она сохранила обстановку квартиры и кабинета такой, какой она была при жизни Брюсова.
В 1960-е годы дом был передан под устройство здесь районной библиотеки, а после смерти вдовы Брюсова в 1965 году было решено в мемориальном кабинете поэта устроить его музей. Он открылся в 1971 году и стал, по сути, не только музеем поэта Валерия Брюсова, но музеем всего Серебряного века.
В 1975 году дом пострадал во время пожара, сгорел мансардный этаж, – библиотека и музей были из дома эвакуированы, но дом долго не восстанавливался и стоял заброшенным. Только в конце 1980-х годов дом был восстановлен и отреставрирован, после чего был целиком передан Государственному Литературному музею. В 1999 году в доме был открыт Музей Серебряного века, который и существует здесь сейчас.
На втором этаже находятся залы символизма, футуризма и акмеизма. С оригинальными плакатами, прижизненным изданиями писателей и поэтов, их письмами, портретами и фотографиями.
Адрес: Москва, проспект Мира, 30с1