Музей Максима Горького в модерновом особняке купца Рябушинского. Москва, ул. Малая Никитская, 6\2.
В 1900 году Степан Рябушинский заказывает проект особняка известному архитектору Фёдору Шехтелю, одному из ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. Рябушинские прожили в нем недолго. В 1917 году они уехали в Италию, их имущество было национализировано.
В 1931 году в дом заселяется Максим Горький. Писатель здесь прожил до конца жизни в 1936 г. Горький не очень любил этот особняк, он не понимал этого стиля, и просил дать ему хорошую квартиру, но Сталин считал, что выделил для него лучшее жилье. Теперь благодаря Горькому, каждый может увидеть это произведение искусства. А могли ведь отдать дом какому-нибудь посольству, как сделали со многими особняками, и он стал бы недоступен.
Экстерьер особняка впечатляет, но он заслуживает отдельного поста и будет чуть позже. В этот раз поговорим об интерьере.
Внутри нас встречает настоящее подводное царство. Хозяева особняка и гости входили через парадные двери с изогнутыми ручками (фото 10), на полу имитация песка с накатывающимися на него волнами. Делая шаг, вы будто погружаетесь в морскую пучину. Напротив двери обращает на себя внимание витраж с изображением горного пейзажа, его видно на втором фото. Далее следует мраморная лестница в виде волны, у основания которой «проплывает» медуза, выполняющая роль лампы. А если подняться на второй этаж, то медуза превращается в черепаху (фото 2 и 3). Справа от лестницы, там же на втором этаже, расположилось семейство саламандр среди лилий, символизирующих борьбу добра со злом. Сверху открывается отличный вид на витраж в сине-зеленой гамме, под которым находятся встроенные кожаные диваны (фото 4).
Возвращаемся вниз. К моменту переезда Горького была утрачена мебель, выполненная по эскизам Шехтеля, а чуть позднее разобран красивейший камин, он стоял у правой стены в столовой (фото 5). Писателю привозят новую мебель. Книжные шкафы он заполняет своей коллекцией книг, а в кабинете (на фото 7) выставляет коллекцию фигурок нэцкэ. В библиотеке потолок покрыт лепниной имитирующей пруд (фото 1 и 8). Окна и двери оформлены затейливым растительным орнаментом. На 9 фото секретарская.
По скрытой лестнице Рябушинские попадали в тайную молельню. Они относились к старообрядцам, которые до 1905 года подвергались гонениям. Поэтому Шехтель спроектировал дом такие образом, что снаружи ее никак нельзя было определить.