Музей лаковой миниатюры в Палехе— это собрание палехского и холуйского искусства живописи и иконописания с XVII в. В его структуре четыре мемориальных музея: Дом-музей П.Д. Корина, Музей-мастерская Н.В. Дыдыкина, Дом-музей И.И. Голикова, Музей-усадьба Н.М.Зиновьева. Всего в коллекции музея насчитывается около семи тысяч экспонатов.
Немного об истоках возникновения. Слободские умельцы занимались иконописью, в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также изготавливая недорогие иконы для окрестных жителей. Работы были настолько популярными, что в год ими создавалось до 2 миллионов икон. В 1934 году в Холуе была создана художественная артель, занимающаяся росписью лаковых изделий. Яркими представителями лаковой миниатюры являются Валентин Фомин, Борис Тихонравов, Николай Бабурин, Борис Киселёв, Николай Денисов, Павел Ивакин и некоторые другие художники, чьи работы широко представлены в музее Холуйской лаковой миниатюры.
С самого начала работы художников и мастеров ивановской губернии привлекли внимание А.М. Горького, писатель посоветовал жителям поселка хранить их лучшие работы в отдельном месте. Далее, группа заинтересованных граждан организовала ту самую комнату, где хранились первые работы. В 1934 году состоялось официальное открытие музея в честь 10-летия Артели, благодаря которой и началось формирование коллекции. В течение 10 дней было закуплено свыше 140 изделий лаковой миниатюры, в том числе из собрания Вихрева. Первым директором стал Герман Васильевич Жидков, он предложил местным художникам работать с музеем постоянно, регулярно пополняя выставки новыми изделиями. Так появились в музейном фонде шкатулка В.К.Буреева «Взятие танка», пластина Н.Д.Вакурова «Емельян Пугачёв», шкатулка В.М.Салабанова «Чичиков у Коробочки», пластина «Сказка о рыбаке и рыбке» И.И.Зубкова, шкатулки «Сказка о золотом петушке» и «Бахчисарайский фонтан» И.М.Баканова, ларец «Сказка о царе Салтане» А.В.Котухина, шкатулка «Три чуда» И.В.Маркичева, шкатулка «Бесы» И.П.Вакурова, шкатулка С.Д.Солонина «Каменный гость». Период 80-90ых годов стал самым сложным для музея, это произошло от недостаточного финансирования, вследствие чего за это время коллекция пополнилась лишь на 59 работ.