Всем, кто интересуется творчеством Пушкина, известен адрес Мойка,12. На набережной Мойки, бывшем доме князей Волконских, расположена единственная мемориальная музей-квартира поэта в Санкт-Петербурге. В этом месте он провел всего лишь четыре с половиной месяца из 37 лет своей жизни. Последние.
История музея
Трехэтажный желтый особняк с фасадом в классическом стиле – одно из первых каменных зданий в городе, возведенное в 1730-е для секретаря Петра I. Он неоднократно менял хозяев, пока его не купили князья Волконские. Пушкин дружил с Сергеем Волконским и в 1836 году снял для своей семьи первый этаж дома – 11 комнат.
После его смерти вдова раздала мебель и практически сразу покинула эту квартиру — уехала к брату в Калужскую губернию. Много кто жил в квартире после этого – к началу XX века она изменилась до неузнаваемости.
К 100-летию со дня рождения русского гения Городская Дума хотела приобрести здание в собственность, но дело ограничилось памятной панихидой.
После Октября 1917-го сотрудники Пушкинского дома Академии наук предпринимали все возможные усилия, чтобы устроить в квартире музей, но они не увенчались успехом: дом заселяли многочисленные жильцы. И только в 1925-м стараниями группы пушкинистов и сотрудников Русского музея буквально на их средства в квартире открылся музей, состоящий всего из нескольких комнат. О воссоздании исторического интерьера речь не шла — просто выставили произведения искусства, рассказывающие о жизни и творчестве великого русского поэта.
К 1927 году открылась первая музейная экспозиция из более чем 200 картин и графических работ с портретами Пушкина, членов его семьи, видами Санкт-Петербурга. На месте кончины стоял его бюст, а на письменном столе лежала посмертная маска. Все это стало возможно благодаря Михаилу Дмитриевичу Беляеву, директору музея, но в 1930-м его арестовали и выслали из города. При входе в музей появился бюст Сталина. Удалось воссоздать только рабочий кабинет – очень помог рисунок Жуковского, набросавшего схему квартиры.
Только к 1980-м квартиру полностью восстановили в том виде, как она выглядела при жизни поэта, или могла выглядеть. Последних жильцов расселили, и все три этажа, флигели и конюшня, отошли музею-квартире. Три года ушло на воссоздание интерьеров. Чтобы найти истинный цвет стен начала XIX века, реставраторы сняли 8 слоев краски. Вернули исторический цвет зданию – желтый.
10 февраля 1987 г. Мемориальный музей-квартира открылась для посетителей.
Смертельная дуэль
В цокольном этаже подробно рассказывается история дуэли, ставшей для «солнца русской поэзии» роковой.
Его противник 22-летний повеса и ловелас Жорж Шарль Дантес приехал в Россию из Франции делать карьеру. Ему покровительствовал Луи Геккерн, посол Нидерландов. Он его сделал своим приемным сыном.
Обаятельный молодой красавец флиртовал направо и налево. Он всерьез увлекся женой поэта Натальей Николаевной, в девичестве Гончаровой. Выйдя замуж в 16 лет, к 22 -м она родила четырех детей, но продолжала блистать в свете. Она не отвечала на ухаживания легкомысленного француза, просто очаровывала красотой и женственностью.
Слухи в светском Санкт-Петербурге распространялись быстро, и вскоре недоброжелатели, которых гордый и независимый поэт нажил в большом количестве, объявили его рогоносцем. В ноябре 1836 года он получил анонимное письмо под издевательским заголовком «Патент на звание рогоносца», намекавшее на измену жены. Оно переполнило чашу его терпения. Интересно, что так до конца и не выяснено, кто был автором записки. Поэт подозревал Луи Геккерна. Поговаривали, что к своему приемному сыну он питал не только отцовские чувства.
Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Тот согласился, но попросил отсрочку на 2 недели. За это время он сделал предложение влюбленной в него сестре Натальи Николаевны Екатерине Гончаровой. Пушкин был вынужден отозвать вызов. Однако женитьба не помешала новому родственнику настойчиво ухаживать за замужней женщиной, унижая при этом ее сестру.
Александр Сергеевич послал Луи Геккерну гневное письмо, в котором грозил ему невиданным скандалом, если его сын еще раз покусится на честь жены, явно напрашиваясь на вызов. В ответ Геккерн от имени Дантеса вызвал его на дуэль в «кратчайший срок». Пушкин принял вызов и настоял на смертельных условиях: 20 шагов друг от друга, 5 шагов от барьера, ни у кого нет права первого выстрела, стрелять, пока один из двоих не будет ранен или убит.
Интересно! Поэт, обладавший задиристым вспыльчивым нравом, больше 20 раз в своей жизни вызывал на дуэль, но никогда не стрелял первым и не пролил ничью кровь.
На следующий день 27 января в 5 вечера на пустыре возле Черной речки произошла роковая дуэль. Первым выстрелил Дантес, ранив Пушкина в живот. Приподнявшись на руке, он ответно выстрелил в француза. Пуля попала Дантесу в руку, которой тот прикрывал грудь. Узнав о его ранении, Пушкин воскликнул «Браво!».
Из-за спешки на поединке отсутствовал врач, а старинный друг Пушкина Данзас, бывший его секундантом, не успел захватить никаких средств первой помощи. Он долго искал врача. Впрочем, Пушкин был обречен – он умер через два дня в своем доме. Диван, на котором он провел свои последние часы, находится сейчас в его мемориальной квартире. Мучения от тяжелой раны он переносил стоически (хотя тогда не было наркоза и болеутоляющих), не стонал и не жаловался, чтобы не расстраивать лишний раз жену. Около дома на Мойке все это время дежурила толпа его поклонников, сквозь которую невозможно было протиснуться, так что пришлось выставить караул.
В музее-квартире представлена картина Козлова «Пушкин в гробу», написанная по его же рисунку у гроба поэта.
После его смерти Наталья Николаевна 7 лет носила траур и вышла замуж только тогда, когда убедилась, что претендент на ее руку искренне полюбил ее детей. Дантеса выслали из страны. К лучшему, как он потом отмечал, — во Франции он сделал блестящую карьеру.
Экспозиция музея
Экспозиция музея-квартиры уникальна – она собиралась десятилетиями. Предметы попадали сюда разными путями – многие просто дарили.
Наиболее точно восстановлен рабочий кабинет, наполненный подлинной мебелью и личными вещами поэта. Стрелки часов в готическом стиле показывают 14.45. По легенде, они застыли, когда он умер.
Книжные полки реконструированы, а вот 4 тысячи томов на 14 языках – подлинные, купленные лично поэтом. Сохранился письменный стол – по воспоминаниям современников, он был вечно завален бумагами и книгами. А также кресло и печально знаменитый диван, попавший сюда из Эрмитажа. После генетической экспертизы следов крови, найденных на нем, установили ее принадлежность Пушкину. Для сравнения использовали жилет, пропитанный его кровью, и локон его волос. Черный суконный жилет, который был надет на него в день дуэли, сохранил в своем имении Петр Вяземский.
Александр Сергеевич собрал целую коллекцию тростей. Две из них представлены в музее. Современники рассказывали, что одна из его тростей весила 4 кг – Пушкин носил ее, чтобы рука не потеряла силы и меткости, необходимой при стрельбе. Пока однажды не выбросил в пруд усадьбы, где жила его подруга Евпраксия Вревская-Вульф – так он поклялся ей, что вернется.
Интересно! Пушкин любил красивые породистые вещи и следил за модой. Настоящий щеголь, он всю свою жизнь следил за «красой ногтей». У него были длинные ухоженные ногти, которые хорошо видны на портретах. Стальные ножницы с пилочкой для ногтей представлены в экспозиции музея.
Один из самых запоминающихся экспонатов – Нащокинский домик, миниатюрная копия дома московского друга Пушкина Павла Нащокина. Домик точно воспроизводил интерьеры той эпохи, причем все мелкие детали в нем действовали, как настоящие: пистолеты стреляли, самовар кипятил воду, фортепиано играло. Нащокин потратил на него столько денег, что мог купить на них настоящий большой дом. Это мини-чудо он хотел завещать Наталье Николаевне. Александру Сергеевичу Нащокин подарил чернильницу с арапчонком в память о его прадеде африканце А.П.Ганнибале, сподвижнике Петра I.
В экспозиции музея: колокольчик для вызова прислуги, шкатулка для драгоценностей, ларец для бумаг, курительные трубки, бумажник и ножик для разрезания бумаги… Наталье Николаевне принадлежали: шкатулка, кошелок, обшитый бисером, держатель цветов, хрустальный флакон для духов и свадебные туфли… Один из кошельков она вышила специально для мужа.
Музей-квартира является филиалом старейшего литературного музея России — Всероссийского музея А.С. Пушкина, куда входит Лицей и его дача в Царском Селе, музей-квартира Некрасова на Литейном, музей-усадьба Державина на Фонтанке.
Квартира на Мойке, 12 стала местом паломничества любителей русской литературы и человека, без которого ее невозможно себе представить. Толпа его поклонников здесь по-прежнему не убывает.