Музей каменных древностей «Лапидарий» в Керчи

Лапидарий — находящаяся в Керчи коллекция образцов античного искусства, содержащая предметы, открытые во время раскопок городищ Боспорского царства, а также другие находки, обнаруженные на территории Керченского полуострова. Занимает одно из ведущих мест среди хранилищ классических эпиграфических памятников мира. В Керченском лапидарии хранятся боспорские древнегреческие надписи, сделанные на камне, скульптура и архитектурные детали, образцы гебраистских и тюркских надгробий.
Древние греки, основавшие в VI веке до н. э. на северном побережье Черного моря свои полисы, города-государства, ввели здесь свои обычаи и традиции. История и культура Боспора Киммерийского неразрывно связана с общегреческой эллинской культурой. Но в то же время древние греки испытывали живой интерес к чужеземным культурам и легко вступали в контакт с местными народами, населявшими северное побережье Понта Эвксинского. Греческие переселенцы усвоили многие религиозные установления и обряды коренного населения. В результате на Боспоре сложился своеобразный синкретичный, смешанный, тип культуры, основанный на мифологических и религиозных представлениях.
Религия освящала все стороны жизни древних греков. Природа была пронизана божественным духом: в каждом ручейке жила нимфа, в каждом дереве — дриада. Боги представлялись в человеческом облике, разве что более совершенном, прекрасном. Природное чувство прекрасного, свойственное эллинам, нашло наиболее полное воплощение в скульптуре.
Древнегреческая скульптура всегда составляла важную часть всех музейных экспозиций Керченского историко-культурного заповедника. Коллекция скульптурных произведений в лапидарной коллекции выполнена из камня — привозного мрамора и местного известняка. Все виды произведений каменной пластики античного Боспора сегодня можно увидеть в лапидарии на выставке, которая носит название «Памятники лапидарной коллекции».
Сакральная скульптура представлена в экспозиции образами богов и героев. Как известно, главным покровителем Пантикапея был Аполлон — покровитель искусств, предводитель муз, защитник боспорских полисов и покровитель аристократических кругов. В Пантикапее Аполлон почитался также в ипостаси Врача. Посвятительная надпись на постаменте от бронзовой статуи гласит: «Демофонт, сын Эргина, посвятил статую за свою жену Акию». Видимо, Акия нашла исцеление в храме Аполлона, в честь чего её супруг на собственные средства установил перед храмом Аполлона скульптурное изображение бога.
Почиталась боспорянами и сестра Аполлона Артемида. На выставке в лапидарии богиня показана сидящей на скале, увитой листьями аканта, на коленях у нее бычья голова. Это изваяние являет нам богиню-покровительницу животных, её владения — мир животных и растений, старинные обычаи, связанные с ними.
Если Аполлон считался на Боспоре покровителем аристократии, то Геракл был любимым мифологическим персонажем всех греков. Наполовину бог, на половину человек — он был близок всем: и знати, и простолюдинам. В экспозиции образ Геракла запечатлен на мраморной герме, имеющей вид четырехгранного столба. На плечи героя наброшена львиная шкура с лапами, завязанными узлом на груди. Гермы устанавливались на дорогах с указателями расстояний и популярными сентенциями, повсеместно почитались. Геракла с Северным Причерноморьем связывают особые отношения: здесь он является прародителем скифов и супругом скифской «Змееногой богини», которая на выставке показана в виде женщины с растительными побегами вместо ног.
Скифская «Змееногая богиня» была одной из самых почитаемых богинь местного пантеона. Ей поклонялись как богине плодородия. С образом Геракла связывают изображения пирующего героя-умершего на надгробных рельефах со сценой загробной трапезы. Совместный пир симпоссий с хтоническими богами символизировал обожествление умершего в момент смерти и беспечальную, изобильную жизнь в потустороннем мире.
Помимо богов олимпийского пантеона боспорские греки почитали и местных богов, поставив их себе на службу и заручившись поддержкой и в этом, и в потустороннем мире. В лапидарии экспонируется статуя местной богини Астары. Статуя была парной. В 1800 г. на Тамани, на берегу Ахтанизовского лимана, были найдены две статуи — мужская и женская, и постамент с посвящением «сильному богу Санергу и Астаре» от царицы Комосарии. Скульптуры были возведены, вероятно, для умилостивления подземных богов, так как местность, где они были найдены, известна своими грязевыми вулканами, бьющими из-под земли. Имена божеств — Астара и Санерг — нигде более не встречаются, вероятно, это были древнейшие местные божества синдо-меотских племен.
Постамент с надписью хранится в Государственном Эрмитаже, статуя Санерга утрачена во время Великой Отечественной войны, а Астара экспонируется в Керченском лапидарии — так порой переплетаются судьбы не только экспонатов, но и родственных по духу музеев.
Помимо сакральной скульптуры в лапидарной экспозиции представлены портретные изображения боспорян, мемориальная и декоративная скульптура, произведения архитектурной пластики, предметы культового назначения. Выставка иллюстрирует все стороны жизни населения боспорских городов. Мифы и легенды Древней Греции, так или иначе связанные с Киммерийскими землями, сопровождают нас в процессе осмотра экспозиции, раскрывают многозначную символику античного искусства, погружают в далекую и прекрасную культуру, которую по праву называют колыбелью европейской цивилизации.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?