Музей городской скульптуры Санкт-Петербурга – это обширное собрание монументов и функциональная площадка для изучения и учета памятников. Кроме самой экспозиции некрополя в его ведении находится значительное число мемориальных объектов, расположенных в разных местах города. Сегодня он единственный в России занимается сохранением, исследованием и восстановлением скульптур под открытым небом.
От кладбища к музею
Свою летопись Музей скульптуры Санкт-Петербурга ведет от Лазаревского кладбища возле Александро-Невской лавры. Некрополь считался привилегированным, здесь хоронили усопших из числа городской элиты, а места стоили невероятно дорого. Начиная со второй половины XVIII в. при господстве классицизма стандартные надгробия некрополя стали вытесняться стелами, обелисками и саркофагами. На кладбище появлялось все больше и больше высокохудожественных монументов, созданных известными мастерами. Особо выдающиеся творения искусства удостоились гипсовых слепков, которые теперь хранятся в Русском музее и собрании Академии художеств. Увидеть их можно на тематических выставках.
После революции кладбище закрылось и получило статус заповедника. Началось изучение надгробий, чтобы установить их художественную ценность. В 30-х некрополь перешел в статус музея, однако еще долгие годы оставался закрытым для посетителей и представлял исключительно научный интерес. Активное участие в признании его исторической и культурной ценности принимал М. Горький.
Музей-некрополь
Музейный статус кладбище получило в 1932 году. В 1935-ом было решено собрать здесь наиболее интересные и ценные с художественной точки зрения мемориальные объекты.
Официальной датой основания Ленинградского музея скульптуры является 14 июля 1939-го. В тот день было подписано решение о передаче в его ведение наиболее значимых городских монументов, мемориальных досок и основных культурных объектов, не имеющих отношения непосредственно к захоронениям.
Кроме того, сюда продолжили свозить наиболее интересные с точки зрения искусства скульптуры со старинных некрополей. Например, здесь представлены надгробия ранее находившиеся на Смоленском армянском кладбище. Наиболее ценные объекты наоборот убрали с улицы. Теперь их выставка находится в Благовещенской церкви при Лавре.
Деятельность в годы войны
В непростое для Ленинграда блокадное время музей городской скульптуры продолжил активную работу. На его базе создавались подразделения, в чьи задачи входила работа по укрытию городских памятников от авиаударов и сохранению скульптур, культурных и исторических объектов в условиях военного положения. Проводился регулярный осмотр и учет всех конструкций и сооружений, находящихся в ведении музея, включая мемориальные таблички и наиболее ценные надгробия некрополей.
Развитие музея
После войны сотрудники принимали активное участие в восстановлении городских памятников. Уже в 1947-ом музей скульптуры был вновь открыт для свободного посещения. В последующие годы он не только занимался сохранением уже существующих объектов искусства, но и созданием новых. Участвовал в различных проектах, вел разработку новых мемориалов. С 1970-х в музее действует собственная мастерская резки по камню.
В 1980-ом он получил новый отдел – «Нарвские Триумфальные ворота» – с экспозицией об Отечественной войне 1812 года. Внутренние помещения этого музея включают три этажа с подвалом. Выставка размещается в верхней части сооружения, куда ведут две винтовые лестницы.
Музей городской скульптуры в XXI веке
В 2002-ом учреждение получило новые выставочные места в Чернорецком переулке для проведения лекций, семинаров, кинопоказов, а также тематических занятий с детьми и взрослыми.
Факт:
В 2004 году в ведение музея передана легендарная мастерская на Вяземском. В ней работал известный ленинградский скульптор М. К. Аникушин, автор мемориала защитникам города на площади Победы и памятника Ленину у метро «Московская». Сегодня тут находится выставка монументального искусства.
В 2021-ом был возвращен монастырю Верхний храм Благовещенской церкви. Музей вынужденно переехал в новое, но более просторное помещение на Невском проспекте 19. В пользование было передано около 400 кв. м.
Реставрационная деятельность
Помимо сохранения памятников Санкт-Петербурга музей скульптуры ведет активную работу по их восстановлению. Используются классические, проверенные годами методы реставрации, разрабатываются новые. Для консервации и сохранения разрушающихся объектов применяются передовые технологии, способные продлить жизнь уникальным старинным мемориалам в непростых условиях петербургской среды. За свою деятельность в этой сфере организация удостоилась награды конкурса «Музейный Олимп».
В 2007-ом на базе Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга создана официальная государственная структура – Служба по текущему уходу и охране памятников. Также действует специальная ежегодная программа подготовки мемориалов к празднованию 9 мая.
Структура музея: что посмотреть?
На сегодняшний день в состав музея входит:
• вся мемориальная композиция Лазаревского некрополя,
• некрополь «Литераторские мостки»;
• все Триумфальные ворота;
• Ростральные колонны;
• сфинксы возле Академии художеств;
• композиция Аничкова моста через Фонтанку;
• целый свод памятников и мемориальных досок в разных местах Северной столицы.
В выставочном зале по адресу Лаврский переулок, д. 1 можно увидеть собрание моделей памятников, находящихся под контролем и охраной Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга. На текущий момент – это крупнейшее подобное собрание в Европе.
На самом Лазаревском кладбище сохранились свыше тысячи надгробий начиная с XVIII в. Среди них мемориалы таким известным деятелям науки, культуры и искусства Санкт-Петербурга как М. В. Ломоносов, С. Ю. Витте, Д. И. Фонвизин, А. Н. Воронихин.
Также на сайте музея скульптуры действует медиапортал, где можно увидеть тематические видеосюжеты, посетить интерактивные выставки и мероприятия, совершить виртуальную прогулку по некрополю.