Музей Фаберже в Санкт-Петербурге представляет собой первую частную коллекцию, в которой собраны произведения искусства фирмы Карла Фаберже. Он расположен в старинном особняке Шувалова на набережной Фонтанки, уникальная экспозиция создана под патронажем фонда «Связь времен», основанным российским миллиардером Виктором Вексельбергом. Это научный и культурно-просветительский центр Санкт-Петербурга, здесь проводятся многочисленные выставки, связанные с историей ювелирной промышленности императорской России. Цель работы собрания – знакомство посетителей с произведениями искусства дореволюционной эпохи.
История создания музея
В 2004 году Виктор Вексельберг через свой фонд приобрел собрание произведений Фаберже у потомков американского миллиардера Форбса. Предприниматель выкупил всю коллекцию, которая включала в себя 190 наименований. В нее входило 9 императорских яиц, табакерки, броши и чернильные приборы. Она была вывезена в Россию, тогда же Вексельберг принял решение создать частный музей, чтобы предоставить общественности возможность познакомиться с творчеством известного культурного деятеля.
Для размещения экспозиции был выбран дворец Нарышкиных-Шуваловых, объект исторического значения в центре города. Фонд «Связь времен» заключил с администрацией соглашение об аренде здания сроком на 50 лет и в 2006 году начал реставрацию на собственные средства. Через семь лет дворец приобрел свой первоначальный облик, его двери открылись для гостей в апреле 2014 года.
Интересный факт. Княгиня Шувалова имела одну из самых крупных коллекций ювелирных изделий в Российской империи, поэтому выбор здания для размещения не случаен.
Личность Карла Фаберже в истории России
Карл Фаберже научился ювелирному мастерству в Германии, но после унаследования от отца семейного предприятия, переехал в Санкт-Петербург. В 1882 году на выставке в Москве мастер обратил на себя внимание и познакомился с царской семьей Романовых. Вскоре Фаберже получил следующий статус — «ювелир Его Императорского Величества и ювелир Императорского Эрмитажа». Он стал известен в Европе, его продукция использовалась в качестве подарков королевским особам.
Интересный факт. Карл всегда считал себя русским, хотя его отец из немецкой семьи французских корней, а мать родом из Дании.
Придворный ювелир обожал Санкт-Петербург и считал его родным городом. Он любил черпать вдохновение во время прогулок по набережным столицы, использовал барельефы исторического центра в своих украшениях. На рубеже веков для нужд компании в центре Санкт-Петербурга построили новое здание, сам владелец предприятия со своей семьей поселился здесь же.
В сентябре 1918 года, опасаясь преследования со стороны большевистской власти и ареста, Карл эмигрировал из столицы в Ригу под видом иностранного курьера. Затем он перебрался в Германию, но так и не смог оправиться от революционных потрясений. Здоровье Фаберже было серьезно подорвано, он часто болел, а семья перевезла его в окрестности Женевского озера. В 1920 году Карл умер в городе Лозанна и был похоронен во французских Каннах.
Мастер стал отражением картины мира девятнадцатого века, совместив эксклюзивные работы с предметами повседневного быта из недорогих материалов. Он широко использовал достижения научного прогресса, при этом не забывая об эстетике красоты. После революции его фирма была национализирована, а большинство произведений утеряно. Восстановление коллекции стало приоритетной задачей для фонда «Связь времен» в современной России.
Императорские пасхальные яйца
Пасхальные яйца – уникальные изделия, не имеющие аналогов в мире. Они изготавливались каждый год в единичном экземпляре строго под заказ правящей фамилии. Над каждым изделием работала целая группа ювелиров, со временем мастер стал брать частные заказы и увеличил свое производство. Эти ювелирные изделия копировали в общих чертах продукцию для двора Романовых, что сильно сказывалось на их стоимости и ценности.
Основу музея составляют девять пасхальных яиц, бесценные предметы ювелирного мастерства и уникальные исторические артефакты. Отдельного упоминания заслуживают следующие работы, являющиеся центральным местом в композиции выставки.
Яйцо «Курочка». Это первое императорское яйцо, созданное в 1885 году в качестве презента для супруги Александра Третьего Марии Федоровны. Фаберже брал пример с западных европейских мастеров 18 века, полностью скопировав их стиль. Слой эмали символизирует скорлупу, внутри которой находится желток из матового золота. В желтке есть уменьшенная копия курочки, скрывающая очередной сюрприз – корону и цепочку с рубиновой подвеской. Планировалось, что в яйце будет бриллиантовое кольцо, однако император лично настоял на подвеске. В годы гражданской войны артефакты были утеряны, о них теперь могут судить только по дореволюционным фотографиям. Подарок пришелся по вкусу Марии Федоровне, и она оформила у фирмы дополнительные заказы.
Интересный факт. Великий князь Владимир курировал изготовление презента для императрицы и оставил для нее специально составленную инструкцию.
«Реннесанс». Это искусно переработанная копия шкатулки Ле Роя, хранящейся в Дрезденском музее. Предмету придали овальную форму и украсили решеткой из золота и эмали. Розовыми бриллиантами выложена надпись даты создания шедевра – 1894 год. «Реннесанс» украшена четырехлистными бриллиантами с красными рубинами, за основу в качестве материала взят зеленый агат. Шкатулка считается последним пасхальным подарком в честь императора Александра Третьего, в том же году он умер, а на престол вступил его сын Николай Второй.
«Яйцо с бутоном розы». Это первый дар Николая Второго своей жене Александре. Предмет изготовлен из нескольких видов золота, покрыт красной эмалью с вкраплениями драгоценных камней. На верхушке произведения искусства представлен миниатюрный портрет самодержца, выполненный на слоновой кости, отдельного упоминания заслуживает бутон чайной розы со стеблем, давший собственно название украшению. При нажатии на кнопку лепестки розы раскрываются.
«Коронационное яйцо». Это самая известная из работ, из представленных в дворце, гордость фонда «Связь времен». Поверхность изделия выполнена из золота, а узор напоминает коронационное платье Александры Федоровны. Внутри очередной сюрприз – маленькая копия царской кареты, на которой Николай Второй прибыл на церемонию инаугурации. Внутри экипажа находился изумрудный кулон, потерянный во время революции.
Интересный факт. Длина кареты чуть больше 9 сантиметров, но работа по ее созданию затянулась почти на 13 месяцев. В качестве копии Георг Штейн использовал работу восемнадцатого века.
«Ландыши». Яйцо украшено любимыми цветами Александры Федоровны ландышами, выполненными из жемчуга в стиле ар-нуво. Оно размещено на элегантной подставке и хранит медальоны с изображением двух старших дочерей семьи Романовых.
«Лавровое дерево». Личный подарок Николая своей матери с механизмом, пародирующим пение и движения крыльев птиц. Лавровое дерево сделано из нефрита, его украшают рубины и алмазы.
«Орден святого Георгия». Одна из последних работ великого мастера, подаренная самодержцем своей матери во время Первой Мировой войны. Из-за проблем с поставками драгоценных камней создание затянулось, оно выполнено из серебра без роскошных украшений. Этот шедевр создан в честь высшей военной награды дореволюционной России, которую получил император в 1916 году.
Интересный факт. Николай и его жена настояли на скромном дизайне пасхального яйца, отправив сохраненные денежные средства на благотворительность и содержание больниц для раненых солдат.
Коллекции музея
В собрании представлены 4000 экспонатов, характеризующих эпоху царской России. Кроме шедевров ювелирного дела в дворце Нарышкиных-Шувалова можно ознакомиться с полотнами известных российских художников, собрана экспозиция икон, не имеющая аналогов в мире. Гостей музея встречает на входе итальянская копия статуи Аполлона Бельведерского. Долгое время она украшала парадную лестницу, но после реставрации перенесена на другое место. Экспонаты исторической эпохи выставлены в 11 залах, имеющие свою специфику:
Синяя гостиная. Здесь собраны знаменитые пасхальные яйца;
Рыцарский зал. В нем размещены ценные экспонаты, которые дарили военнослужащим по поводу побед. Особое внимание заслуживает набор из серебряных чаш для вина и полотна российских художников, посвященных батальным сценам;
Красная гостиная. Не только немецкий специалист занимался изготовлением украшений для семьи Романовых, в зале представлена экспозиция известных российских работ Сазикова, Овчинникова и Хлебникова;
Золотая гостиная. Гости увидят царские гостинцы в виде многочисленных табакерок, шкатулок и предметов интерьера, выполненных в роскошном стиле с вкраплениями драгоценных камней;
Аванзал. Собраны предметы широкого потребления, созданные фирмой за все годы ее существования. В их числе настольные часы, пряжки для ремней и много других предметов повседневной жизни;
Белая и голубая гостиная. В зале собраны изделия из русского фарфора в стиле модерн;
Выставочный зал. Гордость дворца Шувалова – полотна русских живописцев девятнадцатого века, в том числе Айвазовского и Маковского;
Готический зал. Особое место в истории императорской фамилии занимала их религиозность. Посетители могут видеть богатую коллекцию русских дореволюционных икон, самый старый образец датирован 1600-м годом;
Верхняя буфетная. На стенах висят картины импрессионистов, подсвеченные прожекторами, в зале созданы специальный полумрак и таинственная обстановка.
Стоимость билетов и правила посещения
Посещение дворца Шувалова производится строго по сеансам, длительностью не более 60 минут. Для удобства гостей можно приобрести специальный аудиогид со встроенным переводчиком на несколько языков. Стоимость услуг при посещении дореволюционного особняка:
Входной билет – 500 рублей;
Льготный билет – 250 рублей;
Билет на экскурсионный сеанс – 1000 рублей;
Услуги аудиогида – 250 рублей.
Важный момент. Работники касс могут ограничить число проданных билетов, чтобы обезопасить произведения искусства, и не допустить столпотворения у экспонатов.
Каждый посетитель при приобретении тикета получает специальный буклет-указатель, позволяющий ориентироваться в многочисленных залах особняка. Кроме того, запрещены профессиональная съемка и любительское фотографирование со вспышкой.