Музей Ф.М. Достоевского открыт в последней квартире писателя в Кузнечном переулке Санкт-Петербурга. Здесь классик и его семья провёл два года и 4 месяца своей жизни и написал второй том «Братьев Карамазовых».
История дома
Каменный четырёхэтажный дом №5 в Кузнечном переулке Санкт-Петербурга построили в начале XIX века. В 1849 году здание полностью переделали. К середине XIX века доходный дом принадлежал жене купца второй гильдии Фёдора Клинкострема.
В доме было 29 квартир, которые сдавались жильцам среднего класса. Отдельно работала булочная и молочная лавка на нижних этажах. Во дворе доходного дома находились сараи и конюшни. Располагался рядом и винный погребок. Доходный дом не считался престижным. Сохранились воспоминания юриста Анатолия Кони, который жаловался на то, что великий писатель вынужден жить в столь непритязательном месте.
Здание будущего музея Достоевского в Санкт-Петербурге выстроено практически без элементов декора. Это типичный образец строительства доходного дома того времени. В советское время здание переоборудовали под коммунальные квартиры.
Сам Кузнечный переулок выходит на Владимирскую площадь, на которую сходятся Колокольная улица, Владимирский и Загородный проспекты, Большая Московская улица. По этой причине площадь часто называли – шесть углов. Ещё один ориентир – церковь Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский проспект, 20), где часто бывал Достоевский. Известно, что писатель всегда старался снимать жильё рядом с храмом или с видом на него.
Дом при жизни Достоевского
Впервые Достоевский арендовал две просторные комнаты в этом доме в самом начале своей литературной карьеры – в 1846 году. Окна квартиры выходили на Владимирскую церковь. Переезд в новую квартиру произошёл за месяц до того как в «Отечественных записках» вышел «Двойник». Считается, что именно в этом доходном доме и дописывалась знаменитая повесть. Начинающий литератор очень рассчитывал на успех публикации и ожидал значительного улучшения материального положения. Однако «Двойник» раскритиковали за излишнюю фантастичность и подражание Гоголю.
Вскоре Достоевский переехал с Кузнечного переулка в более дешёвое жильё в Кирпичном переулке. Кстати, главный герой повести «Двойник» господин Голядкин также живёт в капитальном доходном доме, чем-то похожим на многие квартиры, где обитал литератор. До своего ареста в 1849 году Достоевский ещё успеет опубликовать много повестей и рассказов.
Спустя 33 года Достоевский, будучи уже признанным писателем, вновь решит вернуться в Кузнечный переулок. За его плечами каторга, трудная жизнь за границей, сложные отношения с кредиторами и семьёй брата.
Анна Достоевская писала в своих воспоминаниях, что они с мужем переехали в новую квартиру в 1878 году. Произошло это после смерти от эпилепсии трёхлетнего сына Алексея – ещё одного трагического события в жизни писателя. До этого семья снимала жильё на Греческом проспекте, 6.
Факт: Достоевские часто меняли квартиры из-за проблем с деньгами или отъезда за рубеж. В общей сложности только в Санкт-Петербурге Достоевский снимал жильё почти в тридцати домах, расположенных в различных районах города.
Квартира на Кузнечном была более просторной и комфортабельной, чем предыдущая. Достоевский к тому времени практически расплатился со всеми долгами, так что вполне мог себе позволить такую аренду. Новое жильё состояло из шести комнат, кладовки для книг, передней и кухни. Но детская была общая для двоих детей, и у Фёдора Михайловича не было личной спальни. Находилась квартира №10 на втором этаже.
Семь окон светлой квартиры выходили прямо на Кузнечный переулок. В новой квартире Достоевский почти закончил «Дневник писателя» за январь 1881 год и «Братьев Карамазовых». Работал он преимущественно по ночам, чтобы ему не мешали. Спать ложился только на рассвете. В своём кабинете в Кузнечном переулке написана и знаменитая Пушкинская речь.
Здесь же он принимал самых разных посетителей: от известных литераторов и критиков до обычных нищих, которые часто приходили за подаянием, зная о доброте писателя. Сохранились воспоминания Анны Григорьевны о том, как один из таких посетителей похитил из прихожей новый меховой салоп.
В этой же квартире Достоевский и умер в 1881 году. Здесь же художник Крамской нарисовал большой портрет покойного. Отсюда же состоялся вынос его тела в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга.
Достоевский завещал себя похоронить там же где Некрасова – на Новодевичьем кладбище. Но это было слишком дорого, и семья приняла предложение настоятеля лавры.
По воспоминаниям современников несколько дней двери квартиры №10 буквально не закрывались, так как потоком шли поклонники Фёдора Михайловича, чтобы попрощаться. В лавру траурную процессию сопровождала десятитысячная толпа.
Создание первого музея
Вдова писателя почти сразу после смерти мужа начала хлопотать об увековечивании его наследия и создании музея. В 1892 году ей удалось получить несколько комнат в московском Историческом музее и организовать первую экспозицию.
Это место и считается первым музеем Достоевского открытым в десятую годовщину смерти писателя в Москве. Известно, что экспозицию лично посещал император Александр III. Анна Григорьевна поначалу передала в этот музей кабинетную мебель из квартиры в Санкт-Петербурге, поэтому это место в Историческом музее часто называли «Кабинет Достоевского». В 1906 году в коллекцию было добавлено ещё 4232 предмета.
Вдова писателя проделала огромную работу по наполнению музея новыми экспонатами. Она покупала зарубежные переводы, делала подборки из газетных вырезок и многое другое. Умерла Анна Григорьевна в 1918 году и к тому времени музей в Москве уже представлял собой богатейшую коллекцию, посвящённую жизни классика.
Музей на последней квартире
В Санкт-Петербурге в 1956 году сначала установили только мемориальную доску в доме в Кузнечном переулке. Советская власть довольно прохладно относилась к наследию Фёдора Михайловича, но и не запрещала его. Позднее в здании доходного дома произвели капитальный ремонт. В 1971 года в квартире Достоевских открыли музей.
Большая часть коллекции музея состояла из вещей, которые передал внук писателя Андрей Достоевский. Экспозиция представляла собой обстановку жизни Достоевских конца XIX века, воссозданную по фотографиям и воспоминаниям. Пришлось подбирать близкую по описаниям деревянную мебель, картины, лампы и другие предметы интерьера.
Под музей отдали не одну квартиру, а целых три этажа, включая цокольный. Изменился и вход. Ранее в дом попадали прямо со стороны Кузнечного переулка, а сейчас через вход с угла улицы Достоевского.
Подлинных вещей семьи в музее сохранилось немного. Это знаменитые вазы, купленные в Германии на распродаже, графин, фетровая шляпа Фёдора Михайловича, ложечка и колокольчик. В кабинете хранится ручка, кошелёк и коробочка из-под пилюль. Сохранилась и икона Достоевских в серебряном окладе. На часах брата писателя до сих пор установлено время смерти Фёдора Михайловича, и они тоже являются экспонатом музея. Значительная часть наследия писателя была утрачена во время революции и гражданской войны. Например, письма и рукописи романов «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
Литературная экспозиция в Санкт-Петербурге состоит из 272 рукописей писателя. В коллекции также находится множество прижизненных изданий и иллюстраций к романам и другим произведениям.
К действующему музею собираются пристроить ещё одно здание, где будут проходить лекции и выставки, театральные представления. Планируется также разместить интерактивную библиотеку. Бюджет проекта 650 млн рублей. Подобное публичное пространство может стать площадкой для многих любителей творчества Достоевского.
Факт: С именем Достоевского в Санкт-Петербурге связано очень много улиц. Например, Инженерное училище, где учился будущий писатель, находилось в Михайловском замке; на Владимирском проспекте, 11, он жил в 1842—1845 годах. В доме № 68 по Невскому проспекту бывал у В. Г. Белинского, а в доме 25бы по Литовскому проспекту писал роман «Подросток».